Решение о создании завода в Нижнем Новгороде с ежегодным выпуском 100-120 тыс. машин было принято 4 марта 1929 г. ВСНХ СССР. А 31 мая 1929 г. правительство заключило соглашение с американским концерном "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Company), прославившимся внедрением конвейерного способа производства.
Создавали машину Виталий Грачев, и Григорий Вассерман, одновременно джип разрабатывала еще одна группа конструкторов, в институте НАТИ , которой руководил А.Ф.Андронов — будущий главный конструктор «Москвича». Госкомиссия рассматривала две машины одновременно. Победил образец Виталия Грачева как более простой по конструкции. Серийный автомобиль ГАЗ-67 (1943-1944г.г.), ГАЗ-67Б (1944-1953г.г.) - советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощённым открытым кузовом, имевшем вырезы вместо дверей. Представляли собой глубоко модернизированный с учетом накопленных замечаний ГАЗ-64. Проектирование модернизированного ГАЗ-67 велось под руководством Виталия Андреевича Грачёва с февраля 1943 года. Главная задача модернизации — расширение колеи до нормальной и устранение выявленных недостатков. Над новым легковым автомобилем, получившим индекс «67» (номер кузова остался прежним), трудились в марте 1943 года ведущий конструктор Г. М. Вассерман, конструкторы Ф. А. Лепендин (компоновка). В. В. Банников. А. Л. Иванов, Ю. М. Немцов, А. Г. Кузин под руководством В. А. Грачёва. Кузов создан Б. Т. Комаревским.
Ведущим конструктором автомобиля назначили П. И. Музюкина (будущий главный конструктор УАЗа). В марте 1939 года был собран первый ГАЗ-63 После испытаний в Кубинке ГАЗ-63 был рекомендован к производству. Началась подготовка к его выпуску но началась война. В 1942 году работы по ГАЗ-63 возобновили. В конце 1943 появилось несколько опытных образцов. В начале 1944 года был построен новый вариант 63-го с использованием кабины и некоторых других агрегатов от StudebakerUS6. Первые серийные ГАЗ-63 сошли с конвейера в сентябре 1948 года. Государственные испытания 63-й проходил весной 1949 года совместно с ЗиС-151. ГАЗ-63 был унифицирован с ГАЗ-51 на 80%. Над созданием, испытаниями и организацией производства ГАЗ-63 работали Г. А. Веденяпин, П. И. Музюкин, В. С. Ползиков, В. А. Семёнов, Н. Ф. Струнников, И. С. Ушаков. Одним из факторов обеспечивающих высокую проходимость была практически одинаковая колея передних и задних колёс. Передний мост имел шариковые шарниры равных угловых скоростей «Бендикс-Вейсс«. На автомобиле применена двухступенчатая раздаточная коробка. Привод передних колёс – отключаемый. Параллельно разрабатывалось семейство полноприводных двух- и трёхосных грузовиков: - ГАЗ-32 — короткобазный автомобиль (6х6) - ГАЗ-33 – стандартный автомобиль (6х6)- Вариант 1939 года выпуска - ГАЗ-34 – длиннобазный автомобиль (6х6) - ГАЗ-62 – короткобазный автомобиль (4х4) - ГАЗ-63 – стандартный автомобиль (4х4) На базе ГАЗ-63 выпускались следующие модификации: ГАЗ-63У - экспортный. ГАЗ-63Ю и ГАЗ-63АЮ - экспортные для стран с тропическим климатом ГАЗ-63А с лебедкой. ГАЗ-63Э и ГАЗ-63АЭ - с экранированным электрооборудованием. ГАЗ-63Е - шасси. ГАЗ-63П - седельный тягач. ГАЗ-63Д - седельный тягач с коробкой отбора мощности. В конце 1947 г. коллектив конструкторов (Ф. А. Лепендин, Г. К. Шнейдер, Б. Н. Панкратов, С. Г. Зислин, В. Ф. Филюков, В. И. Подольский, В. С. Соловьёв под руководством Г.М. Вассермана) представил прототип легкого многоцелевого автомобиля повышенной проходимости ГАЗ 69 (4x4), ставшего вскоре основным джипом вооруженных сил СССР и братских стран. Создан для замену модели ГАЗ-67Б. Разработки автомобиля начались в 1946 году, опытные образцы изготавливались с 1948 года. Первые опытные образцы носили название «Труженик».
В августе 1953 г. в Горьком начался выпуск трехдверного варианта ГАЗ-69 с запасным колесом на левом борту, откидным лобовым стеклом и грузовым отсеком с продольными скамьями и тентом. Предназначенный прежде всего для Советской армии, ГАЗ-69 был рассчитан на доставку отделения из 6 солдат или 500 кг груза. В кузове предусматривались крепления для шанцевого инструмента, оружия и носилок, а также место для съемных верхних частей боковых дверей. Для сельского хозяйства предназначалась 5-местная модель ГАЗ-69А. Автомобили выпускались до 1972 г., но с конца 1954 г. их производство начали переводить на Ульяновский автозавод (УАЗ). Ведущим конструктором ГАЗ-69 был Григорий Моисеевич Вассерман.
1 июля 1964 г. был собран первый экземпляр одного из наиболее известных грузовиков Горьковского завода - 2-тонного полноприводного бескапотного автомобиля ГАЗ-66 двойного назначения (Ведущий конструктор Р.Г. Заворотный, позже О. Образцов, главный конструктор- А. Д. Просвирин). Серийное производство ГАЗ-66 развернуто в 1964 года. Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 гг. и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. ГАЗ – 66 имеет рамную конструкцию. Компановка аналогична компановке фирмы FWD model B Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции , коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Автомобиль оснащен гидроусилителем рулевого управления, самоблокирующимися кулачковыми межколесными дифференциалами и односкатными колесами. Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Семейство ГАЗ-66: ГАЗ-66-01, ГАЗ-66А, ГАЗ-66-02, ГАЗ-66Б, ГАЗ-66П, ГАЗ-34, ГАЗ-66-11, ГАЗ-66-12, ГАЗ-66-16, ГАЗ-66-21, ГАЗ-66-31, ГАЗ-66-40, ГАЗ-66-92, ГАЗ-3301 В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко».
Базовой машиной в этом семействе стал 5-тонный четырехосный бортовой вариант ГАЗ-44 (8x8) оригинальной конструкции (такое же название носил выпущенный промышленной партией перед войной первый отечественный газобаллонный грузовой автомобиль на базе ГАЗ-ММ), напрямую не базировавшийся на каком-либо шасси, а являвшийся промежуточной поисковой стадией между обычными грузовиками и бронетранспортерами. Он снабжался герметизированным рамно-несущим цельнометаллическим основанием, вынесенной вперед кабиной с люком, размещенным за ней силовым агрегатом и цельнометаллической грузовой платформой. На нем предполагалось внедрить двигатели и агрегаты трансмиссии от перспективных грузовиков Горьковского автозавода, а ведущие мосты, подвеску, различные редукторы, тормоза, колеса и шины – от бронетранспортера БТР-70. На заводе ГАЗ-44 расценивали как альтернативу сходным автомобилям серии 395 Уральского автозавода. Единственный прототип ГАЗ-44 в 1972 году успешно прошел заводские и военные приемочные испытания в 21 НИИИ, но конкурировать с похожей продукцией Брянского и Минского автозаводов не смог, а первые неудачи с подобными уральскими плавающими грузовиками остановили все дальнейшие работы по проекту «Универсал-1».
Разработка ГАЗ-3301 была начата в 1980 году, а через год уже были построены два опытных образца. Работы по созданию ГАЗ-3301 велись под общим руководством главного конструктора грузовых автомобилей A.M. Бутусова. Главным конструктором двигателя был Н.Д. Пархоменко, отдел трансмиссий возглавлял Ю.В. Кудрявцев, а за стилистику внедорожника отвечал дизайнер С.В. Волков. Ведущий конструктор - Вячеслав Григорьевич Шадрин. В качестве базы для автомобиля ГАЗ-3301 использовали модернизированное полноприводное шасси ГАЗ-66. Для ГАЗ-3301 была спроектирована новая более комфортабельная и эргономичная кабина с «рациональными углами наклона» панелей. Этим была предусмотрена установка бронелистов для защиты экипажа и выполнен ряд других армейских требований. Для ГАЗ-3301 применили новую (более мощную в сравнении с ГАЗ-66) раму с лонжеронами переменного сечения. Рессоры стали длиннее, вместо резиновой заделки для них использовали пальцевое крепление. Как результат, увеличился ход подвески, улучшилась управляемость и плавность хода. На шасси устанавливали усиленнные мосты. На ГАЗ-3301 устанавливалась 5-ступенчатая механическая синхронизированная коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной коробкой, сблокированной с коробкой отбора мощности к механической лебедке с тяговым усилием до 4500 кг. Вместо прямой передачи в двухступенчатой раздаточной коробке появилась повышающая передача. Для обеспечения надежного пуска силовой установки при низких, вплоть до –50 оС, температурах, дизель ГАЗ-542 имел автономный газо-воздушный предпусковой подогреватель, разогревавшим масло в картере дизеля. Автомобиль предназначался для замены ГАЗ 66, но в серию не вышел.
Серийное производство модели, получившей отраслевой индекс ГАЗ-3308 и собственное название «Садко» началось с декабря 1997 года. На ГАЗ-3308 применяется модифицированная кабина от ГАЗ-3309 и ведущие мосты и трансмиссия аналогичные использовавшимся на ГАЗ-66-40. ГАЗ Егерь-33081 выпускается в двух вариаетах 1 и 2. ГАЗ-33086 «Земляк» — российский грузовой бортовой полноприводный автомобиль капотной компоновки семейства четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода, грузоподъёмнотью 4 тонны, серийно выпускается с 2005 года. Занимает промежуточное звено между грузовыми автомобилями ГАЗ-3307, ГАЗ-3308 «Садко» и ГАЗ-3309. В 1994 году выпущена базовая модель ГАЗ-3302 - "Газель" - полноприводный вариант - ГАЗ-33027.
С семейством "Газель" унифицирована гамма "Соболь" полной массой 2,8 т и грузоподъемностью 770-1000 кг, выпускаемая с конца 1998 г. По сравнению с базовой моделью колесная база "Соболя" уменьшена на 140 мм, а полная масса - на 700 кг. Серия включает и полноприводный вариант ГАЗ-27057 . Версии соболя-баргузина 22177 и 221717 - полноприводные. В 1999 г. выпущен ГАЗ-2308 "Атаман" (4x4) грузоподъемностью 800-1000 кг с цельнометаллическим кузовом на лонжеронной раме и оригинальным дизайном с использованием кабины грузовика ГАЗ-3309. В 1999 г. семейство "Атаман" получило продолжение в грузопассажирском варианте ГАЗ-230810 (4x4) с 16-клапанным мотором и в полноприводном универсале ГАЗ-2306. В январе 2003 года семейство «ГАЗель» прошло рестайлинг (т.н. модель второго поколения) и внешне отличалось от ранней серии новым оперением, решёткой радиатора, бампером и светотехникой. После рестайлинга 2010 года именуется «ГАЗель-Бизнес». В 1999 году было создано новое семейство ГАЗ-3310 "Валдай", представляющее собой комбинацию шасси ГАЗ-3307, коробки передач "Садко" и кабины от "Газели".
В 1999 году начались работы по созданию многоцелевого внедорожного автомобиля "Тигр". В настоящее время на (АМЗ) выпускаются 4 модели . В 2006 г. был создан 1-тонный вариант ГАЗ-29651 "Каратель". В настоящее время ОАО «ГАЗ» входит в «Группу ГАЗ» «Группа ГАЗ» объединяет 18 производственных предприятий в десяти регионах России Основное юридическое лицо «Группы ГАЗ» — ОАО «ГАЗ», переданное в управление ООО «Управляющая компания „Группа ГАЗ“» «Группа ГАЗ» представляет собой холдинг, консолидированный вокруг ОАО «ГАЗ» и объединяющий ряд промышленных предприятий машиностроительного сектора, являющихся, в основном, дочерними обществами ОАО «ГАЗ». ООО «Управляющая компания „Группа ГАЗ“», создана 28 сентября 2006 года и на 100 % принадлежит ОАО «ГАЗ» В августе 2006 года специализирующиеся на производстве военной техники предприятия «Группы ГАЗ» (ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», «Завод корпусов» в городе Выкса и ОАО «Барнаултрансмаш») выделены в самостоятельное предприятие — ООО «Военно-промышленная компания» — с целью обеспечить разделение автомобилестроительного бизнеса «Русских машин» на публичные («Группа ГАЗ») и непубличные («Военно-промышленная компания») активы. |
7 заводов |
7 представительных шасси |
Представительные шасси ГАЗа |
Конструкция Шасси |
FRONT AXLE POWERED |
Внедорожные траспортные средства (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM) Home |