В Еврейской Библии отсутствует дуализм, её мировоззрение монистично. Еврейский племенной бог представляет собой внеморальную силу, являющуюся источником как добра, так и зла. Соответственно, также отсутствует представление о Злом Духе и демонах, противостоящих Благому Богу и ангелам. В Еврейской Библии сам Яхве наделяется чертами, которые в послебиблейском иудаизме передаются Злому Духу (Сатане и пр.). Так же и служащие Яхве младшие божества имеют черты демонов.
В Еврейской Библии имеется слово «сатана» (которое в позднюю межзаветную эпоху становится личным именем Злого Духа), но оно используется в разных значениях (противник, судебный обвинитель, соглядатай), применяется к разным личностям (земным и небесным) и никогда не означает Злого Духа, противостоящего Благому Богу.
В послебиблейском иудаизме в качестве обозначения демонов начинает использоваться слово sedim (sdym). В Еврейской Библии имеются два случая использования слова sdym, но там оно, по всей видимости ещё передаёт слово saddayim – множественное число слова шаддай, которое было одним из обозначений ханаанейских богов и закрепилось в качестве эпитета Яхве. В двух случаях использования слова sdym в ЕБ оно означает ещё не демонов, а ханаанейских богов.
Самым ранним и при этом самым выразительным дуалистическим текстом межзаветного иудаизма является «Учение о двух Духах», возникшее, вероятно, в протоессейских кругах и затем включённое в Устав кумранской ессейской общины. Оно представляет собой довольно точное изложение зороастрийского дуализма в его зурванитском изводе, известном с позднеахеменидского времени. В «Учении» противостоят друг другу Дух истины (он же Ангел истины, Князь света и Дух света), в той или иной мере соотносимый с Богом-товрцом, и Дух лжи (он же Ангел тьмы и Дух тьмы). Каждый из них имеет в подчинении собственных духов или ангелов, и всё человечество делится в зависимости от приверженности тому или другому на «сынов истины» и «сынов лжи». Война между ними продлится до последнего срока и «творения нового».
Очень сходная с «Учением» картина дуализма содержится в более поздних Завещаниях 12 патриархов. О том, что «Учение» не было единственным источником кумранского дуализма, свидетельствуют найденные в Кумране сочинения на арамейском языке, прежде всего «Видение Амрама», изображающее борьбу благого и злого духов, из которых злой именуется Мелхиреша (это имя встречается и в собственно кумранских текстах), а благой, предположительно, Мелхиседек.
Обычно в кумранских «сектантских» текстах Злой Дух называется личным именем Велиал. Оно заимствовано из Еврейской Библии, в которой слово yesiyya означает «негодный» и не является личным именем. В кумранском Свитке войны Велиал – Ангел вражды, под началом которого находятся духи и ангелы гибели. Против него сражается Князь света, под началом которого находятся ангелы праведности и духи истины. Таким образом, Велиал соответствует Ангелу тьмы и Духу лжи из Устава общины.
В кумранских «сектанских» текстах «сатана» и «мастема» ещё являются именами нарицательными, а слово sd уже определённо означает демона.
Важную роль в развитии иудейской демонологии сыграл перевод Еврейской Библии на греческий язык (Септуагинта). У греков daemon и daimonion первоначально означали морально нейтральных божеств. Впервые о злых demons говорит ученик Платона Ксенократ (кон. IV в. до н.э.). По всей видимости, такая идея возникла в Академии под влиянием зороастрийского представления о дэвах. В обоих случаях употребления в Еврейской Библии слова sdym оно переведено в Септуагинте как Demonia. Кроме того, слово «сатана» в 19 случаях переведено в Септуагинте на греческий как Diavolo «клеветник», т.е. могло уже пониматься еврейскими переводчиками как обозначение Злого Духа.
Наряду с прямым заимствованием зороастрийских идей, представленным «Учением о двух Духах», евреи пытались обосновать усвоенный ими иранский дуализм собственными священными текстами. Вследствие этих попыток в межзаветном иудаизме возникли два основных мифа о происхождении демонического мира – енохический и адамический.
Основным выражением енохического мифа является 1-я книга Еноха, и прежде всего её первая часть – Книга стражей. Этот миф связан не вполне понятными отношениями с рассказом Быт. 6, 1-7. По всей видимости, его ядро возникло в среде вавилонского еврейства в III в. до н.э. В Книге стражей енохический миф представлен в двух вариантах. Согласно первому, мятежные ангелы во главе с Шемихазой сошли с небес, привлечённые красотой земных женщин, и породили с ними исполинов. Согласно второму, стражи, которых возглавлял Асаел, сошли с небес, чтобы научить людей запретным искусствам. В наказание мятежные ангелы заключаются в подземную темницу до дня суда, когда они должны сгореть в огне, а их дети исполины гибнут в междоусобной войне или потопе. Из тел исполинов выходят демоны, которые начинают вредить людям.
Сходным образом енохический миф изложен в Книге Юбилеев, однако там он имеет примечательное продолжение. Когда демоны начинают соблазнять сыновей Ноя, по просьбе последнего Бог приказывает ангелам заключить их в темницы, но глава злых духов Мастема (именуемый в Книге Юбилеев также Сатаной и Велиаром) просит оставить ему десятую часть демонов, чтобы соблазнять людей, и его просьба исполняется. Глава злых духов чаще всего именуется в Книге Юбилеев Мастемой, однако это сочинение дошло до нас только в эфиопском переводе, и невозможно определить, было ли это имя именем собственным и в еврейском оригинале.
Книга Юбилеев приписывает Мастеме злодеяния, которые в Еврейской Библии совершает сам Яхве: это он побудил Яхве испытать Авраама, приказав ему принести Исаака в жертву, пытался убить Моисея на его пути в Египет, ожесточил сердца египтян, убил египетских первенцев и заставил фараона преследовать евреев. Здесь мы можем наблюдать, как с переходом еврейской религии от монизма к дуализму демонические черты «бога Израилева» отчуждаются от него и приписываются Злому Духу.
Со временем в енохическом мифе Асаел вытесняет Шемихазу и становится главным предводителем падших ангелов, при этом отождествляясь в силу созвучия имён с Азазелем. Последний возникает посредством персонификации и демонизации названия «козла отпущения» в обряде Дня искупления. В кумранских текстах Асаел уже определённо отождествляется с Азазелем из Книги Левит.
Енохический миф в течение нескольких столетий служил в иудаизме основным объяснением происхождения зла в мире. Он отражён во множестве источников, включая Новый Завет. Однако позднее он был постепенно почти полностью вытеснен адамическим мифом.
Адамический миф, возникший несколько позднее енохического, опирается на рассказ об изгнании прародителей из сада Эдена в Быт. 3, 1-15. Первоначально этот рассказ не имел никакого демонологического смысла, и такое недемонологическое его толкование ещё присутствовало в иудаизме в I в. н.э., о чём свидетельствуют сочинения Филона и Иосифа Флавия. В адамическом мифе Злой Дух именуется Сатаной. Постепенно это имя закрепляется в качестве основного имени главы демонического мира в межзаветном иудаизме. В Книге Юбилеев оно используется как другое имя Мастемы, в Завещаниях 12 патриархов – Велиара, в Вознесении Исайи – Самаэля.
Самое ранее упоминание адамического мифа содержится в Книге Премудрости Соломона, созданной в среде александрийского иудейства в II-I вв. до н.э. Наиболее полное его изложение представлено в христианском Житии Адама и Евы, в основе которого предположительно лежит иудейский мидраш I в. н.э. Когда был сотворён Адам, Бог приказал ангелам поклониться ему, но Сатана (дьявол) отказался это сделать, за что вместе со своими ангелами был низвергнут с неба. В отместку за это он при помощи змея побудил Адама и Еву съесть запретный плод. Со временем образы Сатаны и змея сливаются.
Могли интегрироваться в адамический миф или рассматриваться как самостоятельные рассказы о происхождении Сатаны «победная песнь» Исайи на «царя Вавилонского» (Ис. 14, 4b-20) и пророчество Иезекииля против царя Тирского (Иез. 28, 12-19). Адамический миф мог функционировать самостоятельно (3-я книга Варуха) или сливаться с енохическим мифом (2-я книга Еноха).
Наряду с уже перечисленными образами Злого Духа в межзаветной иудейской литературе присутствуют Самаэль (неясного происхождения) и Асмодей (иранское заимствование).
В Новом Завете глава злых духов обычно именуется Сатаной (дьяволом), также иногда Веельзевулом и единожды Велиаром (Велиалом). Новозаветные тексты не содержат рассказов о происхождении демонического мира. В них имеются три определённые ссылки на енохический миф (1 Пет. 3, 18-20; 2 Пет. 2, 4-5; Иуд. 6). Из него же, вероятно, происходит пророчество о том, что дьявол и его ангелы будут брошены в огонь (Матф. 25, 41; Откр. 20, 10). К енохическому мифу могут относиться слова апостола Павла о суде над ангелами (1 Кор. 6, 3) и о необходимости для женщин покрывать себе голову из-за ангелов (1 Кор. 11, 10).
Упоминание Павла о том, что Сатана принимает вид ангела (2 Кор. 11, 14), указывает на его знакомство также и с адамическим мифом. Тем же мифом, вероятно вдохновлены слова Иисуса о падении Сатаны с неба (Лк. 10, 18), сцена низвержения Сатаны и его ангелов Михаилом и его ангелами (Откр. 12, 7-9) и утверждение, что дьявол «имеет державу смерти» (Евр. 2, 15).
В целом Новый Завет представляет радикально дуалистическую картину мира, разделённого на два непримиримых стана. Богу и его ангелам противостоят Сатана и его демоны. Первый стан – это свет и истина, второй – тьма и ложь. Подобным образом разделено и человечество, и каждый человек обязан сделать собственный выбор. Такими идеями был пропитан весь иудаизм поздней межзаветной эпохи, но наиболее ярко за пределами Нового Завета он выражен в кумранских текстах, которые несут на себе следы несомненного иранского влияния. Можно вполне согласиться с утверждением, что христианство возникло как секта иудаизма, с оговоркой, что тот иудаизм, в качестве секты которого возникло христианство, сам в определённом смысле был сектой зороастризма.
SITE: Remarkable life on the island.(Elk Island) //////////////// Email: tolia2315@gmail.com \\\\\\\\\\\Home