Испытания на полигоне "УТЁС"

Это было удивительное время.
Как так получилось, что я попал именно в то время и в то место, можно объяснить только ПРОВИДЕНИЕМ.
Была осень.
Участники предстоящего действа, а это представители разных организаций, собрались провести испытания новоиспечённой гениальным конструктором Шапошником техники в целях использования её придуманных не менее гениальными Надирадзе-Соломоновыми.
Заправлять этим действом назначили подающего большие надежды комсомольского деятеля Юру Терлякова.
Практически все участники были посланы для работы по долгу своей службы.
Из Бронниц (НИИ21)- опытный Прощаев (в цетре снимка в берете, с суровым прямым взглядом), занимавшийся испытанием шасси. Из Академии Куйбышева Поляков Игорь Семёнович (второй слева в шляпе, улыбается -справа от него в шляпе Горохов, между ними классный водитель -Валера Шелег)-ученый муж в области проходимости и в помощь ему оторванного от учебного процесса Горохова Славу (тому нужен был материал для защиты диссертации).
От НИИ4 был Стёпкин Иван Георгиевич (крайний слева, в шляпе - улыбается), рассудительный, небольшого роста, не слишком представительный, с тихим голосом, защитивший диссертацию по близкой к работе теме, военный учёный.
Работа проходила в рамках темы «Взаимодействие шасси типа 7912 с мостами, дорогами и местностью» Межведомственной комиссией (МВК). За исследование физико-механических свойств грунтов отвечала войсковая часть 54240 (ЦПИ 58).
Но Сигина на момент начала испытаний - не было. Он договорился с руководством, что приедет попозже.
Поэтому проводить измерения поручили мне. Мой многолетний интерес к изучению процесса взаимодействия движителя с грунтом был замечен начальством и это способствовало моему подключению к этой работе. Для чего мне пришлось перевестись из одного отделения в другое. Я к тому времени глубоко влез в проблему и обладал потенциалом, позволявшим справиться с проблемой определения необходимых характеристик.
Когда появился Сигин работа уже была в полном разгаре. Но он заметил огрехи в моей работе и мы с ним прилично повздорили. У меня уже было сложившееся представление о подходах к исследованием, подкреплённое вышедшей в 1973 году книгой Беккера и закрытой диссертацией Агейкина.
Сигин же больше напирал на накопленный опыт.
Следует сказать, что вообще вся работа проходила в ожесточённых спорах.
Существовало 2 концепции. Первая -штамповые исследования . Её поддерживали Куйбышевцы.
И вторая - зондирование. Её отстаивал Сигин.
Штамповая базировалась на измерении штампом (его размеры были соизмеримы с отпечатком колеса испытуемых шасси) модуля деформации основания. Сигин же основывался на зондировании штампом малого диаметра -5 см толщи грунта.
Кроме того он представил только что изготовленный по собственной идее и эскизам ручной ударный зонд-ударник, внедрявшийся на глубину 60 см. Каждый доказывал свою правоту.
Я больше склонялся к Академикам. Сигина это задевало, но он упорно продолжал придерживаться своей методики измерения.
Надо сказать что эти споры, как правило преходившие в ожесточённую ругань, приносили свои плоды.
Первый плод был такой: все три стороны сошлись на том, что нужны полевые измерения сдвиговых характеристик. И уже к следующему этапу испытаний был изготовлен специальный штамп с встроенными крыльчатками .
Испытания проводились на полигоне Минского автозавода.
Минчане предоставили шасси и на заблаговременно отрекогносцированных участках были выбрани площадки и трассы испытаний. А испытатели, том числе и водители минские были классные.
В горячечном темпе спорах и ругани были отработаны методики комплексных измерений. Но осенний грунт не раскрывает предельные характеристики проходимости шасси. Проведя первый этап мы лихорадочно готовились к весенним испытаниям. Готовились заготовки протоколов, альбомы для записи данных зондирования. Я подготовил эскизы нового штампа с крыльчаткам. Делал расчёты прочности - нужно было вылизать конструкцию для снижения веса при необходимой прочности. Наступила весна.
Необходимо сказать, что официальную съёмку, происходящих на испытаниях событиях, у нас вёл СКИФ - Сектор Кино И Фото.
Слава Горохов, умудрённый жизнью человек, говорил, что от Вас дождёшься фотографий для отчёта. И привёз фотоаппарат специально приобретённый для съёмок по теме. Терляков запрещал делать снимки Горохову, но, если это происходило не в его присутствии, закрывал на это глаза.
Таким образом то, что происходило в апреле 1989 года теперь можно получить разглядывая снимки, грамотно сделанные Славой.
А что снимали скифовцы запрятано глубоко в недоступных архивах.
Я в то время не вёл дневники и у меня нет ежедневных записей о том что. где и когда происходило (у меня много времени уходило оформление рабочих материалов, различных схем и эскизов).
Атмосферу происходящего дополняло общение с умудрёнными опытом и знаниями людьми и тёплая весенняя солнечная погода.
Позже, когда работа переместилась в Плесецк и пришло понимание причастности к большому, настоящему делу, стал вести дневники.
Прошло 40 лет с начала этих событий.
И, чем дальше от них уходишь, тем яснее понимаешь, что объединённые одной идеей усилия многих людей, закрученных водоворотом событий, вдруг прекратившиеся по чему-то щелчку, не были напрасными. В них заложен какой-то сакральный смысл.
А какой - ещё предстоит понять.
Measurement of the vehicle's traction 547 Measurement of the vehicle's traction 7912 Measurement of the resistance movement Track formation process Measure the depth of the track Hydraulic penetrometer for soil sensing Die testing of roadway
Chassis 547 with cargo layout Chassis 7912 with cargo layout The experimental field before testing Test field after testing Primary chassis 547 passes Subsequent passes of the chassis 547 A typical deformation of the soil after the passage of the chassis
The evacuation of the landing gear after loss of patency Improved stamp with impellers 543 maz Test in winter The process of loss of cross-country chassis for multiple passes on the same track Investigation of the process of rut formation Study of soil strength characteristics
Penetrometer ct14 Stampe d34cm
Внедорожные траспортные средства (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM) Home