Приемочные испытания представляют собой один из важнейших этапов создания новой машины. Целью их является всесторонняя проверка эксплуатационных свойств опытных образцов в разнообразных дорожных и климатических условиях, оговоренных техническим заданием на разработку; определение фактических значений всех важнейших параметров; выявление надежности машины в целом,а также ее основных узлов, агрегатов и систем; установление степени соответствия созданной машины целевому назначению и определение целесообразности постановки нового образца па производство. На приемочные испытания представляют в среднем два – четыре образца. Испытания включают проведение значительного числа лаборато рных и лабораторно-дорожных работ по определению технических и эксплуатационных показателей и пробегов машин во всех характерных условиях их предполагаемой эксплуатации. По результатам приемочных испытаний вносят необходимые уточнения в конструкторскую документацию, устанавливают эксплуатационные нормативы, отрабатывают рекомендации по правилам эксплуатации машин и выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также уточняют технические условия на машину, которые являются важнейшим документом, характеризующим технический уровень конструкции. Если по окончании приемочных испытаний возникает необходимость в изменении конструкции ряда узлов и систем, то проводят доводочные испытания. Основная цель этих испытаний – оценить влияние изменений, внесенных в конструкцию образцов, на технико-эксплуатационные свойства и определить эффективность доработок, проведенных перед началом серийного производства. Объем доводочных испытаний меньше, чем приемочных. В процессе их при лабораторно-дорожных испытаниях проверяют показатели, на которые может повлиять доработка конструкции, и проводят пробеговые испытания в объеме, достаточном для выявления работоспособности измененных узлов и систем. Объемы приемочных и контрольных испытаний практически идентичны. Образцы для контрольных испытаний отбирают из числа выпущенных по серийной технологии для приемочных – после приведения опытных образцов в соответствие с утвержденной документацией. В любом случае при этом проверяют комплектность образцов, наличие соответствующей конструкторской и эксплуатационной документации, соответствие представленных на испытания образцов действующим нормативно-техническим требованиям, в том числе стандартам. Заметим, что последнее качество проверяют в течение всего периода испытаний в процессе выполнения различных лабораторных и лабораторно-дорожных работ. В заключение проверяют работоспособность испытуемой машины на месте и при пробеге 25 – 50 км. На следующем этапе испытаний проверяют качество сборки и регулировки. В связи с разнообразием конструкций колесных и гусеничных машин невозможно конкретно указать, какие узлы и детали подвергают проверке. Можно лишь отметить, что для машин всех типов проверяют надежность крепления основных агрегатов, состояние уплотнений, особенно силового агрегата и трансмиссии, состояние регулировок, главным образом приводов управления, наличие смазочного материала в агрегатах, герметичность пневматической и гидравлической систем. Герметичность гидро- и пневмосистем проверяют при создании максимальных давлений, а состояние сальниковых уплотнений – при максимальных частоте вращения и температуре смазочного материала. Перед началом испытаний, как и перед началом обычной эксплуатации, производят обкатку колесных и гусеничных машин с соответствующими ограничениями скорости движения, загрузки и тягового усилия. После обкатки проводят техническое обслуживание и загружают платформу до номинальной грузоподъемности. Приемочные испытания (Acceptance tests) Сustomer Acceptance – приемка заказчиком) Prove-out Acceptance – окончательная приемка) Prove – испытывать пробовать проверять доказывать) Proved – испытанный проверенный опробованный доказанный достоверный) - in service проверенный в эксплуатации) В декабре 1986 г. опытный образец БАЗ-6948 был на зимних климатических испытаниях в Даурии (их проводили в рамках приёмочных испытаний). Государственные (приёмочные) испытания опытных образцов СКШТ семейства «Вощина-1» проходили в 2000–2003 гг. на полигоне 21 НИИИ в подмосковных Бронницах и на Государственном центральном межвидовом полигоне Капустин Яр (Астраханская область). Были выполнены лабораторные, лабораторно-дорожные, специальные и пробеговые испытания в объёме гарантийного пробега, в том числе в условиях высоких температур и запылённости воздуха (пробеговые испытания по жарко-пустынной местности). Испытания в холодном климате, в дальневосточном регионе и в горных районах не проводились. А.Н. Елисеев: «Я был тогда, как говорится, ещё «у руля». По жаре мы прошли испытания в районе Капустина Яра, где-то день или два +50 °С выхватили (в отчётах об испытаниях указана температура +42 °С. – Прим. авт.) В холодном климате и в дальневосточном регионе мы не проводили испытания потому, что даже зарплаты не было, не на что было ехать. Как мы выходили из этого положения? Мы же всё равно проверили машины! Что касается холода, мы решили ограничиться климатической камерой, которая есть в 21 НИИИ, к тому времени закончили её реконструкцию и капитальный ремонт. Мы в камеру машину полностью загнали, заморозили её и запустили, а двигатель ещё дополнительно отдельно испытывали в камере, проверяли его пусковые свойства. Что касается прохождения перевала Ак-Байтал. В то время туда уже нельзя было ехать, невозможно было решить вопрос по проведению испытаний. Мы начали его прорабатывать, пытались выйти на крупное межправительственное соглашение для проведения испытаний, а в ходе испытаний надо было проходить Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизстан, то есть четыре страны. Мы в ходе испытаний там и жару захватывали бы, и высокогорье. Все страны были готовы провести испытания, но потребовали оставить опытные образцы у них, в общем, упёрлись. Мы тогда эту идею бросили. В Ярославле на моторном заводе и в Бронницах (в 21 НИИИ МО РФ. – Прим. авт.) были созданы высокогорные стенды, нам ведь нужно было проверить только работу топливной аппаратуры и высотного корректора. Мы провели лабораторные работы и уверены в их результатах. А что касается тормозных систем, то у нас уже был достаточный опыт на основании тех экспедиций, которые брянские машины проходили раньше (в те времена, когда существовал СССР. – Прим. авт.), то есть в «Вощину-1» были заложены тормоза с учетом работы на горных серпантинах». Опытный образец балластного тягача БАЗ-6306 буксирует прицеп ЧМЗАП-8335.4 с кузовом фургоном КП10С. Государственные (приёмочные) испытания. Бронницы Опытный образец балластного тягача БАЗ-6306 буксирует прицеп ЧМЗАП-8335.4 с кузовом фургоном КП10С. Государственные (приёмочные) испытания. Бронницы Итак, «холодный климат» и Ак-Байтал заменили камерами и распространили результат на все изделия семейства. В итоге испытания опытных образцов СКШТ семейства «Вощина-1» были проведены кроме Бронницкого полигона только в жарко-пустынной местности. По результатам испытаний отмечалось, что новые СКШТ семейства «Вощина-1» имеют лучшие показатели военно-технического назначения, совершенство конструкции, технологичности, а также эргономические и экологические показатели по сравнению с модернизированными СКШТ семейства «Основа» и автомобилями КрАЗ. Главный вывод по результатам испытаний: образцы СКШТ семейства «Вощина-1» могут быть рекомендованы для принятия на снабжение ВС РФ и постановки на производство. Решениями межведомственной комиссии СКШТ нового семейства были поставлены на серийное производство, а распоряжениями Правительства РФ и приказами Министра обороны РФ приняты на снабжение Вооружённых сил РФ. |
---|
Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM Home |