В 1986 г. в соответствии с требованиями минобороны Канады на базе HEMTT построили два грузовика с колёсной формулой 6х6 грузоподъёмностью 8,5 т. В том же году был заключён договор с канадской фирмой Bombardier на постройку этих машин по лицензии, но на вооружение их не приняли и серийно не выпускали. |
Joseph-Armand Bombardier(April 16, 1907 – February 18, 1964) was a French-Canadian inventor and businessman, and was the founder of Bombardier. His most famous invention was the snowmobile. |
Volkswagen 183 Iltis (1978-1988 гг.) был создан минимум на 10 лет позже ЛуАЗ ТПК (предсерийные образцы относятся к 1965-му). Их одинаковое устройство можно объяснить схожей родословной: оба автомобиля строили на базе серийных автомобилей, чтобы сделать их более дешевыми и технологичными. У немцев на VW 183 Iltis отталкивались они от переднеприводной Audi 80. Ее силовой агрегат, подобно МеМЗу, тоже был скомпонован для продольного расположения, но изначально был рассчитан на переднемоторный автомобиль. Кроме того, «аудюшный» четырехцилиндровый мотор был рядным, но это сути не меняет – разве что сделало еще более длинным передний свес.
Чтобы не городить огород с понижающими ступенями в раздатке, наши соотечественники втиснули в корпус обычной четырехсупенчатой МКП пятую передачу – еще более низкую, чем первая, как бы «минус первую». Ее тут же назвали «ползучей», поскольку она, повышая крутящий момент на колесах, существенно снижала скорость движения.
По тому же пути 10 лет спустя пошли и немцы, применив на Iltis «минус первую» передачу с соотношением пар 7,6 против 3,9 у первой передачи. Как показало время, это было вполне оправданным решением.
Впрочем, совсем без раздатки у немцев дело не обошлось. Для отбора мощности на задний мост инженеры Volkswagen пристроили к МКП небольшой редуктор. Тут есть, кстати сказать, одна существенная разница: у Волынянки постоянным сделали передний привод, а у немца – задний. У ТПК тут все вышло само собой – коробка-то передач с самого начала была с выходами полуосей к ведущим (передним!) колесам, поэтому на особо тяжелых дорогах водитель отдельным рычагом подключает задний мост. И только после его активации можно включать «ползучую» передачу.
А вот немцам пришлось здорово схитрить.
Чтобы вернуть часть крутящего момента к передний оси, они придумали пропустить ведущий вал через вторичный вал МКП! Решение прижилось, причем настолько успешно, что после Iltis его применяли и на знаменитой линейке полноприводных Audi Quattro.
Еще одно общее для обеих моделей решение – блокировка межколесного дифференциала заднего моста – обусловлено в немалой мере особенностями компоновки машины. Дело в том, что расположенный впереди передней оси двигатель существенно смещает центр тяжести автомобиля вперед и разгружает задние колеса. Чтобы снизить вероятность их пробуксовки на скользком покрытии (в грязи, снегу), конструкторы предусмотрели возможность жесткого соединения колес задка. На эту же цель работает и отсутствие межосевого дифференциала.
А вот без чего немцы обошлись, так это без колесных редукторов. На нашей машине их применили для увеличения клиренса и повышения тяги на колесах, а создатели VW решили, что диаметра 17-дюймовых колес будет достаточно для уверенного движения в колее.
|
в 1983-м канадская фирма Bombardier купила лицензию и начала производить Iltis для армии Канады. В ноябре 1975 года командование бундесвера решило, что не пристало бравым немецким «зульдатенам» ездить на заокеанских внедорожниках. Разработка новой машины была поручена концерну Volkswagen.Главная изюминка Iltis — ходовая часть. Передний и задний мосты конструктивно практически одинаковы. Колеса подвешены на треугольных поперечных рычагах, а в качестве упругих элементов использованы поперечные мало листовые рессоры, в паре с которыми работают амортизаторы двойного действия. Рулевой механизм реечного типа. А далее еще интереснее… Трансмиссия полноприводного автомобиля традиционно имеет раздаточную коробку, от которой к переднему и заднему мостам идут карданные валы. Но немцы и тут все сделали по-своему!Основой для конструирования трансмиссии VW Iltis послужили конструкции коробок передач переднеприводных автомобилей моделей Audi 80 и 100, при этом привод на задние колеса осуществлялся через карданный вал. На выходах из главной передачи переднего моста располагались обычные для переднеприводных машин ШРУСы. Причем передний мост был сделан отключаемым.Вместо обычной раздатки немцы использовали дополнительную, очень короткую «внедорожную» передачу (gelandegangen) в основной коробке с соотношением 7,603:1, а задний дифференциал сделали блокируемым. Все вышеперечисленное хозяйство крепится к надежной и прочной раме с коробчатыми лонжеронами, на которую сверху соответственно водружается «ящик» кузова. |
Volkswagen/Iltis |
Volkswagen Iltis (нем. хорёк) был основным внедорожником в Бундесвере до появления Mercedes Wolf (Mercedes-Benz G-Class). Он является вторым потомком легендарного Volkswagen Тур 82 (Kubelwagen) после VW 181 . Технической базой Iltis послужил Volkswagen Golf. |
Коробка передач на всех грузовиках M35 устанавливалась одинаковая — автоматическая 4-х ступенчатая, производства фирмы Allison, а вот раздаточная коробка устанавливалась механическая двухступенчатая, модели 136-21, фирмы Rockwell. |
Bombardier MLVW licensed version of M35, with C3 howitzer in tow |
Mashpedia Joseph-Armand_Bombardier |
Joseph Bombardier: A True Canadian Inventor |
A new 12-passenger model was made available in 1941, but demand was halted when Canada entered World War II. Bombardier offered his expertise to the Canadian government and started producing specialized military vehicles for the Allies. |
Before World War II and on through much of the 1940s the Quebec government did not plough the rural roads around Valcourt and elsewhere in the province. The inhabitants had to put away their cars and light trucks and resort to horse-drawn sleighs when heavy trucks were not available. The heavy snow made things difficult for family doctors or just about anybody who had urgent business to do in these areas, and Joseph-Armand Bombardier saw this as a challenge. |
During World War II he set up a company named after his family, "Bombardier" to build his machines. |
A True Canadian Inventor |
The Bombardier B Series Snowmobiles |
|
The idea to build a winter vehicle came to Bombardier after a blizzard in which his young son fell ill of peritonitis and died because he could not be brought to the nearest hospital. |