Latil

Charles BLUM et Georges LATIL sur la voiture Latil de 1899, une charrette anglaise a deux bancs, prevue pour etre attelee a trois petits mulets d'Afrique, equipee d'un moteur monocylindre Aster de 6 CV, et dote de la transmission a cardan a rotule. Charles Bernard BLUM, brillant polytechnicien, est ne en 1885 a Charmes dans les Vosges. Pour lui, l'industrie automobile est promise a un grand avenir et les freres LATIL (Georges et son frere Lazare) sont de bons techniciens et de bons vendeurs. BLUM dispose d'importants moyens financiers, et sauve de la faillite les freres LATIL En 1897, Latil breveta le principe d'une transmission permettant d'actionner les roues a la fois motrices et directrices, procede nomme "L'Avant-Train Latil".
Первый в мире переднеприводный автомобиль в 1898 г. построил французский изобретатель. Огюст Жорж Латиль (August Georges Latil, 1878–1961). Эта легкая 2-местная повозка снабжалась 2-цилиндровым мотором "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton), расположенным поперечно и вращавшим передние колеса короткими валами с простыми карданными шарнирами. Не имея возможности создать работоспособный механизм привода управляемых колес, Латиль придумал так называемый моторный передок — одноосную моторную тележку, которая устанавливалась под рамой машины с грузовой платформой и местом водителя. Первые же испытания на местности доказали ее полную беспомощность, поэтому в своих конструкциях для армии Латиль использовал более надежное жесткое крепление всех агрегатов на шасси, сохранив передние ведущие и управляемые колеса.
Первый армейский автомобиль Латиля был представлен на конкурсе грузовиков 31 мая 1908 г. Это была 4-тонная машина с прямоугольным капотом и высоким расположением грузовой платформы, в передней части которой установили 16-сильный двигатель, приводивший передние колеса. С 1909 г. новым владельцем фирмы "Латиль" и главным конструктором был инженер Шарль Блюм (Charles Blum). (la societe "Avant-Train-LATIL", la societe "Charles BLUM & Cie", la societe "Automobiles Industriels LATIL", la societe CGEA (Compagnie Generale d'Entreprise Automobile), la societe "LATIL BATIGNOLLES", la societe "BRIMONT".) Он взялся за совершенствование системы Латиля, но одновременно ввел в программу обычные автомобили классической компоновки.
Главной заслугой Блюма считаются тяжелые грузовики и тягачи с приводом на все колеса, поставлявшиеся в основном во французскую армию.
Первый расчет такого автомобиля он опубликовал в 1912 г., теоретически обосновав его преимущества над обычными конструкциями по проходимости и тяговым качествам.
Для фирмы "Латиль", уже освоившей механизм переднего привода, создание таких конструкций не составляло больших трудностей: система привода передних колес была использована и для задних, что сделало их не только ведущими, но и управляемыми. Крутящий момент передавался на них длинным продольным валом.
Первые такие автомобили, носившие марку "Латиль-Блюм", были построены в 1911–12 гг. и в марте 1913 г. поступили на военные испытания.
Первым из них был артиллерийский тягач модели ТН (4x4) с передними управляемыми колесами, задней лебедкой-кабестаном, короткой грузовой платформой и массивным утюгообразным капотом, под которым располагался 4-цилиндровый мотор (6,1 л, 30 л.с.). Все колеса устанавливались на неразрезных осях и приводились качающимися валами от укрепленных на раме машины главных передач с механической блокировкой дифференциалов. При собственной сухой массе 6 т тягач мог буксировать тяжелую пушку или 2–3 прицепа полной массой 15–19 т. В 1914 г. его развитием стал более прочный вариант ТР с 35-сильным двигателем, который, благодаря цельнометаллическим колесам большого диаметра с литыми резиновыми ободами, обладал повышенной проходимостью. При полезной нагрузке 4–5 т тягач мог работать в составе автопоезда полной массой до 16 т. Во французской армии эти машины использовались для буксировки крупнокалиберных орудий, перевозки боеприпасов и амуниции, они служили базой для бронемашин, а в аэростатных частях их применяли как передвижные лебедки.
TRACTEUR LATIL TAR ( 1913 - 1922)
Latil 1914
Latil 1916
TRACTEUR LATIL TAR (1928 1930) The Latil TAR H2 series was made from 1934 to 1942. (1928 1930)
В марте 1913 г. на испытания был представлен второй артиллерийский тягач со всеми ведущими и управляемыми двускатными колесами большого диаметра, который по праву считается одним из самых революционных автомобилей начала ХХ века.
Это была модель TAR, оборудованная 4-цилиндровым двигателем (7,2 л, 40 л.с.), способным работать на бензине, бензоле или спирте, конусным сцеплением, 6-ступенчатой коробкой передач, обоими неразрезными ведущими мостами, тремя дифференциалами и рессорной подвеской.
Тягач весил 5,8 т, мог перевозить 2 т грузов, обладал высокой проходимостью, преодолевая 55-процентные подъемы, служил для буксировки пушек или прицепов полной массой до 36 т, развивая скорость 12–17 км/ч.
Во время Первой мировой войны появился оригинальный опытный вариант этой машины с четырьмя ведущими и управляемыми гусеницами. До конца войны было собрано около 2 тыс. автомобилей серии TAR.
В послевоенное время фирма "Латиль" поставляла в армию многочисленные модели своих грузовиков классической конструкции с полезной нагрузкой 1,5–8,5 т (модели М-1В, М-2В, FB-6, V3), однако наибольший интерес представляют специальные разработки этой фирмы. Самым оригинальным автомобилем предвоенного периода стал опытный образец ремонтноэвакуационной машины М-4ТХ (8x8) с передними и задними управляемыми колесами. Она получила рядный 6-цилиндровый двигатель (11,2 л, 140 л.с.), 8-ступенчатую трансмиссию, лебедку, кран-балку и заглублявшийся в грунт массивный стальной упор. Автомобиль, развивавший тяговое усилие до 100 тс, мог вытаскивать из грязи 30-тонный танк B-1bis с заблокированными гусеницами, намного превосходя возможности всех других подобных машин. В 1932 г. в составе экспедиции капитана Вотье две такие машины успешно пересекли Сахару с полной нагрузкой.
Tracteur routier LATIL M2 TL6 (de 1935 a 1940)
H4 TL6 (de 1937 a 1940)
et M3G TL6 (de 1936 a 1940)
Tracteur Tous Terrains LATIL M2 TZ Tracteur Leger LATIL M7 T1 Tous Terrains Tracteur Leger LATIL M7 Z1 Tous Terrains
В 30-е гг. на «Латиле» разработали два более совершенных семейства многоцелевых полноприводных армейских автомобилей. В 1934 г., взяв за основу конструкцию тягача KTL и новый 4-цилиндровый двигатель М-2 (4,1 л, 67-70 л.с), фирма создала серию M-2TL6 (4х4) грузоподъемностью 1,8-2,5 т, включавшую компактные тягачи, грузовые и специальные автомобили с передними управляемыми колесами и разными размерами колесной базы, способные развивать скорость 45-50 км/ч. На их основе с июня 1935 г. выпускался тягач M-2TZ (6х6) для буксировки орудий калибра до 155 мм и прицепов с легкими танками. Он снабжался 4-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатой раздаточной и лебедкой, весил 6250 кг и достигал скорости 40 км/ч. В 1939 г. на его базе построили первые французские ремонтно-эвакуационные машины с кранбалкой заднего расположения с механическим приводом.
Вторым оригинальным автомобилем универсального назначения стал «Латиль М-7Т1» (4х4), созданный в конце 1938 г. Он представлял собой сочетание штабного или разведывательного автомобиля с легким быстроходным тягачом для кавалерийских частей. М-7Т1 имел колесную базу 2700 мм и оснащался 4-цилиндровым мотором (2,7 л, 50 л.с), 8-ступенчатой трансмиссией, независимой пружинной подвеской всех колес с 18-дюймовыми шинами и гидроприводом тормозов.
Единственным наследником известных полноприводных машин долгое время оставался универсальный тягач "TL" (4x4) который в 30-е гг. собирали также в Великобритании. Его преемником в 1949 г. стал вездеход-тягач "H2FTR" (4x4) с 6-цилиндровым дизелем (8,4л, 120 л.с.), всеми управляемыми колесами и многоместной утепленной кабиной, который использовался для расчистки снега на горных перевалах в Альпах.

TL series
Le tracteur JTL. (1928-1936)
Le tracteur KTL. (1929-1938)
Le tracteur M2TL6 (1935-1940), H4TL6 (1937-1940) ou M3GTL6 (1936-1940).
Le tracteur TL7 (1939-1942).
Le tracteur H4TL9 (1945-1948).
Le tracteur H14TL10 ou M14TL10 (1948-1957).
Le tracteur H14TL12R. (1955-1961)
Le tracteur TL21, TL22 et TL23. (1961-1969)
Le tracteur TL31, TL32, TL33, TL37 et TL38. (1968 - 1974)
Le tracteur TL73. (1974-1980)
Le tracteur TL80 forestier. (BRIMONT - Division LATIL)(1980-1993)
Le tracteur TL80 industriel et TP. (BRIMONT - Division LATIL)(1980-1993)
Le tracteur TL80 tireur de lignes. (BRIMONT - Division LATIL)(1980-1993)
В 1939 году влиятельный коммерческий директор фирмы Georges LATIL под влиянием смерти жены выходит из бизнеса.
После второй мировой войны компания специализировалась на унифицированных машинах грузоподъемностью 4-7 т, создавая для них новые дизели: 4-цилиндровый "Н14"и два 6-цилиндровых "Н16" и "Н12". С конца 40-х гг. первые два мотора применялись на бескапотных грузовиках серий "Н14А1" и "Н16А1", а третий - на тяжелых капотных машинах серии "Н12В10" и специальных полноприводных шасси. Все они получили индексы, включавшие до 12 цифр и букв, каждая из которых имела свое значение. Например, индекс "H14A1B3N" сообщал, что автомобиль имеет двигатель "Н14", кабину над двигателем "А1", полезную нагрузку класса "ВЗ" (4-5 т) и "нормальный" ("N") размер базы (3230 мм). Легкие тягачи для лесного хозяйства имели дополнительное обозначение "TL", а шасси для самосвалов и лесовозов - "TR".
Vehicule LATIL-HOTCHKISS type M18T2, avec une charge utile de 1.500 kgs. 1955.
С наступлением мира спрос на военную технику резко снизился и фирма занялась производством унифицированной гаммы грузовиков с полезной нагрузкой 4–7 т, для которых было создано несколько типов дизельных двигателей и обтекаемых кабин над двигателем. Некоторые машины поступали на вооружение французской армии и ВВС, где их использовали на транспортных операциях и для буксировки самолетов.
Между тем в 1947 г. Генштабом сухопутных войск Франции была принята программа "Армет" (Armet) по созданию легких 2- и 3-осных полноприводных многоцелевых автомобилей грузоподъемностью 750–1500 кг.
За основу новых машин фирма "Латиль" взяла свой самый совершенный вариант М-7Т1, еще в 1946 г. выпущенный в модернизированной версии М-7Т1L. Она-то и стала базой созданного годом позже 1-тонного автомобиля М-17Т1 с мотором "Форд" (Ford) V8 (3,9 л, 95 л.с.), предлагавшегося как легкий грузовик и штабной вариант. В трудное послевоенное время его долго испытывали и переделывали, но выпуск так и не был налажен. Для объединения сил фирмы "Латиль" и "Гочкисс" (Hotchkiss) 17 декабря 1953 г. подписали соглашение о сотрудничестве в области армейских автомобилей. В результате через год появился прототип многоцелевого 1,5-тонного грузовика М-18Т2 среднего класса со 100-сильным двигателем "Гочкисс".
Получив "добро" от французского правительства и соответствующие финансовые средства, в декабре 1955 г. Рено объединила свой сектор грузовых машин с фирмами "Латиль" и СОМЮА (SOMUA), создав новую группу САВИЭМ (SAVIEM) .
Некоторое время выпуск грузовиков "Латиль" продолжался, но уже под марками "Латиль-LRS" и САВИЭМ."Латиль" продолжали выпускать под маркой САВИЭМ, в том числе ряд тягачей серии TL двойного назначения.
Затем их производство приобрела военно-промышленная группа "Крёзо-Луар" (Creusot-Loire) , у которой его выкупила фирма "Бримон" (Brimont), принявшая эти автомобили за основу своих военных и гражданских машин.
Внедорожные транспортные средства (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM) Home