Первый армейский автомобиль Латиля был представлен на конкурсе грузовиков 31 мая 1908 г. Это была 4-тонная машина с прямоугольным капотом и высоким расположением грузовой платформы, в передней части которой установили 16-сильный двигатель, приводивший передние колеса. С 1909 г. новым владельцем фирмы "Латиль" и главным конструктором был инженер Шарль Блюм (Charles Blum). (la societe "Avant-Train-LATIL", la societe "Charles BLUM & Cie", la societe "Automobiles Industriels LATIL", la societe CGEA (Compagnie Generale d'Entreprise Automobile), la societe "LATIL BATIGNOLLES", la societe "BRIMONT".) Он взялся за совершенствование системы Латиля, но одновременно ввел в программу обычные автомобили классической компоновки. Главной заслугой Блюма считаются тяжелые грузовики и тягачи с приводом на все колеса, поставлявшиеся в основном во французскую армию. Первый расчет такого автомобиля он опубликовал в 1912 г., теоретически обосновав его преимущества над обычными конструкциями по проходимости и тяговым качествам. Для фирмы "Латиль", уже освоившей механизм переднего привода, создание таких конструкций не составляло больших трудностей: система привода передних колес была использована и для задних, что сделало их не только ведущими, но и управляемыми. Крутящий момент передавался на них длинным продольным валом. Первые такие автомобили, носившие марку "Латиль-Блюм", были построены в 1911–12 гг. и в марте 1913 г. поступили на военные испытания. Первым из них был артиллерийский тягач модели ТН (4x4) с передними управляемыми колесами, задней лебедкой-кабестаном, короткой грузовой платформой и массивным утюгообразным капотом, под которым располагался 4-цилиндровый мотор (6,1 л, 30 л.с.). Все колеса устанавливались на неразрезных осях и приводились качающимися валами от укрепленных на раме машины главных передач с механической блокировкой дифференциалов. При собственной сухой массе 6 т тягач мог буксировать тяжелую пушку или 2–3 прицепа полной массой 15–19 т. В 1914 г. его развитием стал более прочный вариант ТР с 35-сильным двигателем, который, благодаря цельнометаллическим колесам большого диаметра с литыми резиновыми ободами, обладал повышенной проходимостью. При полезной нагрузке 4–5 т тягач мог работать в составе автопоезда полной массой до 16 т. Во французской армии эти машины использовались для буксировки крупнокалиберных орудий, перевозки боеприпасов и амуниции, они служили базой для бронемашин, а в аэростатных частях их применяли как передвижные лебедки.
Это была модель TAR, оборудованная 4-цилиндровым двигателем (7,2 л, 40 л.с.), способным работать на бензине, бензоле или спирте, конусным сцеплением, 6-ступенчатой коробкой передач, обоими неразрезными ведущими мостами, тремя дифференциалами и рессорной подвеской. Тягач весил 5,8 т, мог перевозить 2 т грузов, обладал высокой проходимостью, преодолевая 55-процентные подъемы, служил для буксировки пушек или прицепов полной массой до 36 т, развивая скорость 12–17 км/ч. Во время Первой мировой войны появился оригинальный опытный вариант этой машины с четырьмя ведущими и управляемыми гусеницами. До конца войны было собрано около 2 тыс. автомобилей серии TAR. В послевоенное время фирма "Латиль" поставляла в армию многочисленные модели своих грузовиков классической конструкции с полезной нагрузкой 1,5–8,5 т (модели М-1В, М-2В, FB-6, V3), однако наибольший интерес представляют специальные разработки этой фирмы. Самым оригинальным автомобилем предвоенного периода стал опытный образец ремонтноэвакуационной машины М-4ТХ (8x8) с передними и задними управляемыми колесами. Она получила рядный 6-цилиндровый двигатель (11,2 л, 140 л.с.), 8-ступенчатую трансмиссию, лебедку, кран-балку и заглублявшийся в грунт массивный стальной упор. Автомобиль, развивавший тяговое усилие до 100 тс, мог вытаскивать из грязи 30-тонный танк B-1bis с заблокированными гусеницами, намного превосходя возможности всех других подобных машин. В 1932 г. в составе экспедиции капитана Вотье две такие машины успешно пересекли Сахару с полной нагрузкой. Вторым оригинальным автомобилем универсального назначения стал «Латиль М-7Т1» (4х4), созданный в конце 1938 г. Он представлял собой сочетание штабного или разведывательного автомобиля с легким быстроходным тягачом для кавалерийских частей. М-7Т1 имел колесную базу 2700 мм и оснащался 4-цилиндровым мотором (2,7 л, 50 л.с), 8-ступенчатой трансмиссией, независимой пружинной подвеской всех колес с 18-дюймовыми шинами и гидроприводом тормозов. Единственным наследником известных полноприводных машин долгое время оставался универсальный тягач "TL" (4x4) который в 30-е гг. собирали также в Великобритании. Его преемником в 1949 г. стал вездеход-тягач "H2FTR" (4x4) с 6-цилиндровым дизелем (8,4л, 120 л.с.), всеми управляемыми колесами и многоместной утепленной кабиной, который использовался для расчистки снега на горных перевалах в Альпах. TL series Le tracteur JTL. (1928-1936) Le tracteur KTL. (1929-1938) Le tracteur M2TL6 (1935-1940), H4TL6 (1937-1940) ou M3GTL6 (1936-1940). Le tracteur TL7 (1939-1942). Le tracteur H4TL9 (1945-1948). Le tracteur H14TL10 ou M14TL10 (1948-1957). Le tracteur H14TL12R. (1955-1961) Le tracteur TL21, TL22 et TL23. (1961-1969) Le tracteur TL31, TL32, TL33, TL37 et TL38. (1968 - 1974) Le tracteur TL73. (1974-1980) Le tracteur TL80 forestier. (BRIMONT - Division LATIL)(1980-1993) Le tracteur TL80 industriel et TP. (BRIMONT - Division LATIL)(1980-1993) Le tracteur TL80 tireur de lignes. (BRIMONT - Division LATIL)(1980-1993) В 1939 году влиятельный коммерческий директор фирмы Georges LATIL под влиянием смерти жены выходит из бизнеса. После второй мировой войны компания специализировалась на унифицированных машинах грузоподъемностью 4-7 т, создавая для них новые дизели: 4-цилиндровый "Н14"и два 6-цилиндровых "Н16" и "Н12". С конца 40-х гг. первые два мотора применялись на бескапотных грузовиках серий "Н14А1" и "Н16А1", а третий - на тяжелых капотных машинах серии "Н12В10" и специальных полноприводных шасси. Все они получили индексы, включавшие до 12 цифр и букв, каждая из которых имела свое значение. Например, индекс "H14A1B3N" сообщал, что автомобиль имеет двигатель "Н14", кабину над двигателем "А1", полезную нагрузку класса "ВЗ" (4-5 т) и "нормальный" ("N") размер базы (3230 мм). Легкие тягачи для лесного хозяйства имели дополнительное обозначение "TL", а шасси для самосвалов и лесовозов - "TR".
Между тем в 1947 г. Генштабом сухопутных войск Франции была принята программа "Армет" (Armet) по созданию легких 2- и 3-осных полноприводных многоцелевых автомобилей грузоподъемностью 750–1500 кг. За основу новых машин фирма "Латиль" взяла свой самый совершенный вариант М-7Т1, еще в 1946 г. выпущенный в модернизированной версии М-7Т1L. Она-то и стала базой созданного годом позже 1-тонного автомобиля М-17Т1 с мотором "Форд" (Ford) V8 (3,9 л, 95 л.с.), предлагавшегося как легкий грузовик и штабной вариант. В трудное послевоенное время его долго испытывали и переделывали, но выпуск так и не был налажен. Для объединения сил фирмы "Латиль" и "Гочкисс" (Hotchkiss) 17 декабря 1953 г. подписали соглашение о сотрудничестве в области армейских автомобилей. В результате через год появился прототип многоцелевого 1,5-тонного грузовика М-18Т2 среднего класса со 100-сильным двигателем "Гочкисс". Получив "добро" от французского правительства и соответствующие финансовые средства, в декабре 1955 г. Рено объединила свой сектор грузовых машин с фирмами "Латиль" и СОМЮА (SOMUA), создав новую группу САВИЭМ (SAVIEM) . Некоторое время выпуск грузовиков "Латиль" продолжался, но уже под марками "Латиль-LRS" и САВИЭМ."Латиль" продолжали выпускать под маркой САВИЭМ, в том числе ряд тягачей серии TL двойного назначения. Затем их производство приобрела военно-промышленная группа "Крёзо-Луар" (Creusot-Loire) , у которой его выкупила фирма "Бримон" (Brimont), принявшая эти автомобили за основу своих военных и гражданских машин. |
Внедорожные транспортные средства (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM) Home |