LuAZ

Война в Корее (1949-1953), на которую Советский Союз поставлял военную технику, показала нехватку в составе вооружённых сил лёгкого вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. ГАЗ 69, использующийся в то время для этих целей, имел слишком большие габариты, был неповоротлив, а на изрытом воронками поле часто садился на мосты. Тогда-то и возникла необходимость в создании лёгкого плавающего вездехода с высокой подвеской, пригодного для перевозки раненых, желательно способного к десантированию с самолётов.

Разработкой нового вездехода занялась специальная группа в НАМИ под руководством Б.М.Фиттермана (в 30-х г.разрабатывал конструкции полноприводных грузовиков на базе ЗИС-5, главный конструктор ЗИСа в 1943-1950 годах, в 1954 конструирует прототипы БТР152 на платформе полноприводного автомобиля ЗИС-151) В 1958 году был изготовлен первый прототип, получивший название НАМИ 049. Кузов был сделан из стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска - независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был подключён постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой дифференциал. Дифференциал заднего моста также блокировался. В конструкции были применены колёсные редукторы, которые повышали крутящий момент и увеличивали дорожный просвет до 28 см у гружёной машины. Ходовые испытания опытного образца выявили ряд недостатков: стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, а двигатель слишком слабым. К разработке второго образца НАМИ 049А подключились специалисты Запорожского завода. Окончательный вариант получил название ЛуАЗ 967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.
Вездеход ЛуАЗ-969 «Волынь»
В 1954 году НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) получил задание разработать компактную полноприводную машину, способную преодолевать водные преграды, аналогичную Schwimmwagen KDF-166 . Проектированием перспективного образца транспортера переднего края (ТПК) занималась группа под руководством известного конструктора Б. М. Фиттермана. Но у военного заказа появилась и побочная гражданская ветвь – городской компактный автомобиль. Параллельно велись работы и над унифицированным с ним мини-вездеходом для тружеников села. Было создано множество разнообразных прототипов: с двигателем спереди, с двигателем сзади и даже с кузовом вагонной компоновки. В итоге уже в 1960 году до серийного производства добрался «Запорожец» ЗАЗ-965, получивший в народе звучное прозвище «горбатый». Подвеска независимая на поперечных торсионах. Для увеличения дорожного просвета до 280 мм использовались колесные редукторы. Кузов – несущий и только с брезентовым верхом ). В таком виде машина производилась вплоть до 1971 года, когда наконец-то наладили производство привода к задним колесам и увидела свет полноприводная версия – ЛуМЗ-969, с блокировкой заднего дифференциала. А в 1975 году ее сменила улучшенная модель ЛуАЗ-969А, оборудованная уже 40-сильным мотором.
Армейский транспортер-амфибия ТПК
ТПК
- автомобили - транспортёры особо малой грузоподъёмности (400-750 кг.) предназначены для использования при эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, военно - технического имущества а также установки отдельных видов вооружения. Среди отечественных автомобилей с колёсной формулой 4х4 к ним относятся ЛуАЗ 967 и 967М. Эти транспортёры отличаются высокой проходимостью на пересечённой местности, обладают амфибийными качествами, авиатранспортабельны, высокоманевренны и подвижны.Привод на задние колеса включается для преодоления труднопроходимых участков. Есть также понижающая передача, возможна блокировка дифференциала заднего моста. Кроме того, для преодоления траншей и выхода из воды на неподготовленный берег, В НАМИ лаборатория Ю. А. Долматовского занимались разработкой аналогичных автомобилей.
ТРАНСПОРТЕРЫ ПЕРЕДНЕГО КРАЯ
НАМИ-032 (1957 – 1961 гг.)
ЗАЗ-967 (1962 – 1967 гг.)
ЛуАЗ-967 (1968 – 1971 гг.)
ЛуАЗ-967М (1972 – 1991 гг.)
ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.)
Луцкий автомобильный завод (до 1967 года Луцкий машиностроительный завод - ЛуМЗ) был создан в 1959 году на базе Луцкого авторемонтного завода в рамках программы по техническому перевооружению советской армии.
Историю семейства «969» необходимо начать с описания предудущей модели — амфибии ТПК ЛуМЗ-967, принятой на вооружение Советской армии как ТПК — «транспортёр переднего края». - транспортёры особо малой грузоподъёмности (400-750 кг.) предназначены для использования при эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, военно - технического имущества а также установки отдельных видов вооружения. Среди отечественных автомобилей с колёсной формулой 4х4 к ним относятся ЛуАЗ 967 и 967М. Эти транспортёры отличаются высокой проходимостью на пересечённой местности, обладают амфибийными качествами, авиатранспортабельны, высокоманевренны и подвижны. Прототип - НАМИ-032
В годы Корейской войны (1949-53 г.г.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач.
Разработка началась в середине пятидесятых годов.
Были созданы протипы ТПК.
НАМИ-032 (1957 – 1961 гг.)
ЗАЗ-967 (1962 – 1967 гг.)
ЛуАЗ-967 (1968 – 1971 гг.)
ЛуАЗ-967М (1972 – 1991 гг.)
ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.)

В 1990 г. начался выпуск ЛуАЗ-1302 с двигателем: МеМЗ-245 мощностью 53 л.с. (как на "Таврии"), а кузов взят от ЛуАЗ-969М.
В конце 80-х были попытки создать новый, современный ЛуАЗ. Заводчане разработали ЛуАЗ-1301, а группа конструкторов под руководством Г. Хаинова - ЛуАЗ-Прото, но ни одна из машин в серию так до сих пор и не пошла.
Луцкий завод разработал несколько моделей на базе ЛуАЗ-1302: минигрузовик ЛуАЗ-13021 и его модификации, "пляжный" джип ЛуАЗ-1302-05 "Форос" с дизельным двигателем. В 1999 г. был представлен ЛуАЗ-1901 "Геолог" - дизельный, плавающий, с колесной формулой 6x6
В 2005-м Луцкий автозавод входит в состав корпорации «Богдан» под названием "Автосборочный завод №1".
http://trucksinfo.net/244-4.shtml
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/317116
http://www.ujuja.narod.ru/photogeol.html
http://www.denisovets.narod.ru/museum/museum_rvai/2hall/2hall.html
autoeng.ru/archives/48
http://slovari.yandex.ru/dict/milauto
http://serkoff.narod.ru/photoalbum119.html
http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=28124
http://www.24auto.ru/catalog/luaz/1901.html
http://www.autocentre.ua/images/magazines/issues/ac/03/21/images/09/Luaz7.jpg
http://www.flashpoint.ru/forum/showthread.php?t=52879
Армейский транспортер-амфибия ТПК
Великие открытия. Борис Фиттерман. «Запорожец» (2011)
http://www.cardesign.ru/viewimage/?img=/files/forum/part_15/155176/%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20049%D0%B0.jpg
ЛуАЗ-969 "Волынь": жизнь и смерть "Еврейского броневика"
Луцкий Автозавод
История автомобильного бренда LuAZ (ЛуАЗ)
Отечественные внедорожники. Авто для рыбалки. ЛУАЗ
Вездеходная мобильная платформа ATMP
http://modelist-konstruktor.com/avtosalon/transportyor-perednego-kraya
Как известно, донором для всех ЛуАЗов – и гражданских, и армейского – послужил заднемоторный Запорожец, с которого взяли силовой агрегат в сборе. К короткому V-образному четырехцилиндровому мотору была пристыкована коробка передач, в корпусе которой помещалась также главная передача и дифференциал. Как у современных переднеприводных машин, прямо из КП выходили валы привода ведущих колес – на Запорожце это были задние колеса, на ЛуАЗе – передние. Чтобы не городить огород с понижающими ступенями в раздатке, наши соотечественники втиснули в корпус обычной четырехсупенчатой МКП пятую передачу – еще более низкую, чем первая, как бы «минус первую». Ее тут же назвали «ползучей», поскольку она, повышая крутящий момент на колесах, существенно снижала скорость движения.
Внедорожные траспортные средства (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM) Home