MAZ

В середине 50-х гг. на заводе было изготовлено два опытных образца многоцелевого тягача МАЗ-532 (4x4).
Одним из первых изделий, созданных СКБ, был одноосный тягач МАЗ-529, опытный образец которого был изготовлен в 1956 году. Разрабатывать его начинали в качестве базы для самоходных скреперов и другой землеройно-строительной техники. Начинали, несмотря на то, что ВНИИСтройдормаш, испытав в 1947 году два американских самоходных скрепера, дал далеко не положительный отзыв о технике такого типа. Однако существовало и другое мнение, поскольку в одноосниках были заинтересованы военные. В итоге МАЗ-529 успешно прошел все испытания, был поставлен на производство и стал использоваться не только в комплекте со скрепером, но и в качестве тягача - установщика ракетных комплексов на стационарных позициях. Серийное производство одноосных тягачей МАЗ-529 было постепенно развернуто в 1958-1959 гг. на Могилевском заводе подъемно-транспортного оборудования Минтяжмаша СССР. Постепенно одноосники стали основной продукцией предприятия, и в 1966 году этот завод был переименован в автомобильный. Тягач прошел государственные испытания в 21 НИИИ и был принят на вооружение для работы в составе автопоездов со специальными полуприцепами.
MAZ 528 В 1954 на МАЗе было организовано специального конструкторского бюро № 1 (СКБ-1) для создания принципиально новых автомобилей. Минское СКБ возглавил Борис Львович Шапошник Первой машиной, изготовленной в СКБ в 1955 г., был тягач МАЗ-528 (4х4) предназначенный для буксировки прицепов и работы с бульдозерным отвалом. Он стал прототипом универсального 375-сильного тягача МАЗ-538 (4х4), известного как средний инженерный колесный тягач ИКТ-С. Его особенностями являлись гидромеханическая коробка передач, подвеска передних управляемых колес на жестком балансире, бесподвесочное крепление задних колес и кабина с двухсторонними органами управления. Ведущим конструктором МАЗ-528 был В. Е. Чвялев
По результатам испытаний МАЗ-528 и МАЗ-532 были согласованы с заказчиком технические требования на ИКТ-С (инженерный колесный тягач средний). Была предложена универсальная схема тягача, позволившая работать с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием в обоих направлениях, что обеспечивалось не только наличием всех реверсивных передач, но и левосторонним расположением водителя и механизмов управления при движении в любом направлении. Разработка получила обозначение МАЗ-538. Серийное ее производство развернули в Кургане.
Минский автомобильный завод (МАЗ) приступил к работе через 6 дней после освобождения города от немецко-фашистских войск, когда 9 августа 1944 г. в корпусах недостроенного немцами автосборочного предприятия началась подготовка к изготовлению армейских грузовиков "Студебекер" (Studebaker). В 1945 г. Советское правительство приняло решение о строительстве на этом месте завода тяжелых грузовиков. В 1950 г. из Ярославля в Минск перевели производство 7-тонных грузовиков ЯАЗ-200, которые с февраля 1951 г. собирали под маркой МАЗ-200.
В армии использовался также седельный тягач "502В", буксировавший 12-тонный полуприцеп с зенитным ракетным комплексом "Даль".
В 1954 г. в соответствии с постановлением Советского правительства на МАЗе было образовано специальное конструкторское бюро (СКБ) для создания тяжелых полноприводных военных автомобилей. Главным конструктором СКБ-1 назначили Бориса Шапошника. Впоследствии СКБ было преобразованное в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). В 1955 году был изготовлен первый тягач МАЗ-528, предназначенный для работы, прежде всего, с бульдозерным отвалом затем МАЗ-529 и МАЗ-532 По результатам испытаний были согласованы с заказчиком технические требования на ИКТ-С (инженерный колесный тягач средний). Была предложена универсальная схема тягача, позволившая работать с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием в обоих направлениях, что обеспечивалось не только наличием всех реверсивных передач, но и левосторонним расположением водителя и механизмов управления при движении в любом направлении. Разработка получила обозначение МАЗ-538. Серийное ее производство развернули в Кургане. Был бескапотный грузовик МАЗ-505 (4x4).
Основными же изделиями, ради которых создавалось СКБ на МАЗе, были четырехосные полноприводные тягачи для буксировки артсистем и "телег" со стратегическими ракетами. Первый опытный образец такого четырехосного тягача, получившего индекс МАЗ-535, был изготовлен, как и одноосник, в 1956 году. После нескольких лет производства в Минске четырехосные арттягачи первого поколения стали выпускать в в Кургане.
В начале 90-х гг., после образования независимой Республики Беларусь, положение МАЗа оказалось достаточно сложным, но уже через несколько лет он мог предложить ряд новых гражданских и армейских автомобилей. С 1995 г. для национальных вооруженных сил завод выпускает 11-тонный грузовик-тягач МАЗ-6317 (6x6) со всеми односкатными колесами и металлической платформой, дизельными двигателями ЯМЗ-238Д или ЯМЗ-7511 мощностью 330 и 390 л.с., механической 9-ступенчатой коробкой передач, системой регулирования давления воздуха в шинах, 12-тонной лебедкой и удлиненной кабиной со спальным местом. для работы в составе 44-тонного автопоезда, а в 1999 г. — армейский 6-тонный грузовик МАЗ-5316 (4x4).
Внедорожные транспортные средства (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM) Home