В 1896 году был основан венгерский вагоно- и машиностроительный завод (Magyar Waggones Gepgyar) в городе Дьёр, который располагается на реке Раба.Сначала название реки стало его торговой маркой, а впоследствии все предприятие было переименовано в "Раба". С 1902 г. завод начал изготовлять силовые установки, а в 1904 г. выпустил уникальный по тем временам 40-сильный автомобиль-тягач со всеми ведущими и управляемыми колесами. В 1906 г. началась сборка 1,2-тонных почтовых фургонов известного венгерского конструктора Яноша Чонки (Janos Csonka). Ззавод "Раба" нe имел достаточного опыта создания собственной автомобильной техники, в связи с этим автомобильная продукция машиностроительного комбината "Раба" выпускалась по лицензиям австрийской фирмы "Аустро-ФИАТ" (Austro-FIAT) и немецких компаний "Крупп" (Кruрр) и МАН (MAN). Первая из них в 1907 г. была закуплена у немецкой компании "Даймлер" (Daimler) и касалась выпуска 1,5-тонных грузовиков. Вслед за нею в 1912 г. у фирмы "Прага" (Praga) приобрели лицензию на 5-тонные грузовики "Прага V", переименованные в "Раба V". В преддверии Второй мировой войны стало ясно, что столь простые и ненадежные грузовички не соответствуют обширным захватническим намерениям Венгрии, поэтому с 1936 года инженер Дэсо Винклер (Dezso Winkler) совместно со специалистами заводов "Вейсс", МАВАГ и еще четырех венгерских предприятий пытался создать собственные специальные военные машины С 1936 г. по программе милитаризации началась сборка г автомобиль "Ботонд" (Botond) 6x4 с двигателями мощностью 65-70 л.с., червячной главной передачей и задней независимой пружинной подвеской. Кроме того, в 1941-1944 годах под маркой "Раба Марош" (Maros) на заводах "Раба" и МАВАГ с использованием укороченного шасси грузовика "МАН ML4500A" было изготовлено 350 двухосных полноприводных артиллерийских тягачей с колесной базой 2500 мм, открытыми кабиной и бортовым кузовом и задними 20-дюймовыми двускатными колесами. В годы войны в Дьёре тягачи "Марош" (Marosh) 4x4. Raba разрабатывал полноприводные шасси используя различные прототипы RABA H18.188 6x6 Kamaz , Raba h14 в том числе "DFKA" (6x6) В линейке выпускаемых автомобилей RABA H9 4x4 , H9 4x4, H14 4x4, H18 6x6, H25 6x6 , После окончания срока действия лицензии в 1980 г. завод продолжил самостоятельное производство прежних шасси и двигателей, использовав кабины от голландских автомобилей ДАФ-2800 (DAF). От кабины ДАФ вскоре пришлось отказаться в пользу модернизированной кабины фирмы МАН. В 1992 г. завод стал акционерным обществом с государственным контрольным пакетом акций. |
Внедорожные транспортные средства (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM) Home |