ZIL

В 30–40-х гг. на ЗИСе развернулись опытные работы по созданию новых образцов автотехники повышенной проходимости. За основу первого советского серийного 2,5-тонного полноприводного грузовика ЗИС-32 (4x4) был принят опытный образец К2 , построенный в Научном автотракторном институте NATI (под руководством А.Н. Островцева в то время Главного конструктора автомобильного отдела НАТИ,) (НАТИ) на шасси ЗИС-5. Он оснащался двигателями мощностью 73 или 85 л.с., 2-ступенчатой раздаточной коробкой и передним ведущим мостом с шарнирами равных угловых скоростей "Рцеппа" (Rzeppa).
Еще в ноябре 1944 г. появился опытный образец ЗИС-150П (4x4), но военные его не приняли. К тому времени советские конструкторы уже хорошо были знакомы с поступавшими по ленд-лизу американскими грузовиками с колесной формулой 6x6, поэтому приоритет был отдан 3-осной машине. При этом, несмотря на явное преимущество опытного образца 2,5-тонного грузовика ЗИС-151 (6x6) , построенного в 1946 г. и оснащенного всеми односкатными колесами с одинаковой колеей, под сильным влиянием американского авторитета предпочтение было отдано более грузоподъемному варианту с задней двускатной ошиновкой. Бортовой ЗИС-151, собиравшийся с октября 1948 г., получил 90-сильный двигатель от ЗИС-150, сухое 2-дисковое сцепление, 5-ступенчатую коробку с ускоряющей передачей и 2-ступенчатую раздаточную, два задних моста с индивидуальным приводом, состоявшим из 3 карданных валов и передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей "Бендикс-Вейсс" (Bendix-Weiss).
В работе над ЗИЛ-135Е принимали участие: конструкторы В.А. Грачев, А.Н. Нарбут (ведущий конструктор), А.Г. Кузнецов, В.Б. Певцов, Н.В. Абрамов, М.П. Морозов, Б.П. Борисов, С.Ф. Румянцев, Ю.И. Соболев, Н.А. Егоров, Л.П. Лысенко (ведущий конструктор с июня 1963 г.), Г.И. Хованский, В.В. Шестопалов, А.И. Филиппов, А.А. Шандыбо, В.В. Пискунов, Ю.В. Балашов, Б.М. Дышман, В.П. Егоров, В.М. Александров, С.Г. Вольский, Ю.А. Комаров, В. Кошелев, А. Лосалов, И.С. Патиюк, Е.И. Прочко, В.Д. Комаров, О.Б. Ховов, Д. Голомаздин (ведущий конструктор на БАЗе); испытатели В.Б. Лаврентьев, А.П. Рачко, Н.Н. Яковлев, П.С. Скиба, Г.А. Семенов, В.М. Андреев, К.Ф. Шурлапов, В.А. Анохин, А.И. Алексеев; водители-испытатели А.Я. Эзерин, Э.А. Лежнев, В.О. Хабаров, А.В. Аниховский, Б.И. Григорьев, В.В. Поляков, А.В. Борисов, Г.Е. Дунюшин; представители военной приемки Ю.В. Исполатов, В.А. Андреев, А.Г. Мунтян, О.Г. Лазарев.
Поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» - это последняя разработка, выполненная СКБ специальных автомобилей ЗИЛа при жизни В.А.Грачева - результат многолетних исследований и разработок универсальных транспортных средств, предназначенных для спасения экипажей космических кораблей. «Синюю птицу» создавали, когда за плечами накопился опыт испытаний и эксплуатации таких машин, как ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-49092 , ЗИЛ-5901, ЗИЛ-4909 , различных плавающих модификаций ЗИЛ-135.
Видеофайлы ссылки
Видеофайлы ссылки
Видеофайлы ссылки
ZIL-135LM
Launcher on ZIL-135K (8х8) prototype
Amphibious ZIL-49061
Expirimental cross-country vehicle ZIL-Э167 (6x6)
Сross-country vehicle ZIL-29061
Blue Bird complex

zic-151 6x6 1946 ZIL 132 A 1982 (Prototyp - ZIL 132 , ZIL 132P 1967, Agricultural ZIL 132PC - 1975 ) ZIS-e134 8x8 1955
ZIL-157 1958 ZIL 49042 - макетный образец, прототип эвакуационного комплекса "Синяя птица", 1971. ZIL-134 ATK-6 8x8 1957
ZIL 157K 1961 BLUBIRD 1961 ZIL-135b 8x8 1958
ZIL 131 6x6 1966 ЗиЛ "Э-167" Опытный 1963 ZIL-135LN 8x8 1969
ЗИС-6
ЗИЛ-Э167
Каталог
Как создавали спасательный комплекс вездеходов ЗИЛ для космонавтов
Автомобили повышенной проходимости
ВНЕДОРОЖНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНЫЕ МАКЕТЫ ЗИС-Э134
Опытный плавающий автомобиль ЗИЛ-135БП
Внедорожные траспортные средства (Land Locomotion – Mechanical Vehicle Mobility LL-MVM) Home