1954. БудённыйНам выделил отдельный дом на ул Карла Маркса, напротив Напротив здания Суда Суда (это почти в центре). Недалеко Райком , Школа, Кинотеатр, Овраг (место для катания на санках), Речка , Выставка. Не помню, чтобы были проблемы у меня с учёбой. Про школу помню только одну железную кружку на всю школу, привязаннуя к ёмкости с водой и вытоптанный школьный двор с американскими клёнами, шумные весёлые потасовки.
Весной отправилиь смотреть ледоход и промокли все до ниток. Родители приятеля, увидев моё бедственное положение, запихули меня в ванную а мои родители до вечера меня везде разыскивали - мне, чтобы заявиться в дом в нормальном виде надо было как-то привести себя в порядок. Тяга к коллекцированию проявилась в сборе этикеток от спичечных коробок, которые мы где только не находили. Приводил в восторг запах бензина, когда Отец меня катал на ГАЗ-69. Приборная панель Победы тоже вызывала восхищение своми зелёными огоньками, а заний фонарь в виде самолёта служил для игры. Я разбегался издали и, подбегая к нему, испытывал чувство полёта. Для игры в сомолёт мы использовали сцепленные стулья и, качая их из строны в сторону, гудели, изображая бомбардровщик. Журнал "Мурзилка" вызвал желание переписываться с ним. Взрослых мы в нашу деятельность не посвятили и наши самодельные конверты, брошенные в почтовый ящик, так и стали "Письмами на деревню дедушке". Кроме этого рыбалка на Тихой Сосне. Там же я самостоятельно научился плавать, поняв, что могу держаться на воде без посторонней помощив, а собачьи движения руками придают движение. Мы понаехали в МосквуЛето мы провели на даче "Кратово", смотря по телевизору Темп-2 (недавно приобретённому) происходящие на Фестивале события. К нм в гости приехала Нина и отметила моё желание подражать на иностранной речи, лившейся из телевизора.Лето было жаркое и Нина брала меня с собой на песчаный карьер купаться. На этой же ветке была станция Томилино, где я Томился в Пионерлагере.
Удивительный запах заснеженной Москвы запомнился навсегда. Хоть я в Москве и был раньше, когда отец учился, но я был еще маленький и мало что помню. Помню гуляния в праздники, синие троллейбусы, поход в Мавзолей с Лениным и Сталином. По улице (в то время ещё Проезду) ходил 10-ый трамвай, на нём можно было доехать до Станции "Метро Сокольники". Отец работал в здании на Новой площади и я иногда ездил к нему, доезжая до станции "Дзержинская". ВДНХ построили позже. В 1958 году. Валерка пошёл учиться в 293 Школу на ул Касаткина.А меня в эту школу почему-то не взяли. Может из-за того, что Директор была неблагосклонна к Понаехавшим? В общем в 3-ий класс я стал ходить на Мазутку в школу 286 . Раньше я не помню, чтобы у меня были проблемы с учебой. А тут появились. И я почувствовал недружелюбие к чужакам. Все время надо было быть настороже. Везде была невидимая опасность. Я помню, как был осмеян всем классом, когда попросился «на двор» (так мы говорили в школе, когда надо было выйти в туалет, он ведь был на улице). Мой путь пролегал мимо Мазутного заводика. По одним данным это была Мазутная База Нобиля . А когда я работал в СМП-339 мне показалось, что это не нефтяная база а часть структуры СМП. Окна из нашей квартиры (в то время номер её был двузначный - нумерация шла от нашего подъезда, потом стала 367) выходили на улицу, где ходили с шумом трамваи 10-ый сокольники и 11-ый. Позже 10-ый отменили. Летом из окна можно было видеть капустное поле и пойму реки Копытовки , местами захламлённую вываленными из самосвалов гоками грунта. Копытовку позже забрали в трубу. А перед впадением в Яузу построили очистные сооружения. Временами местность наполнялась истошным воем . Мы особенно не заморачивались на этот счёт - трамваи иногда и громче гремели и электрички тоже иногда колотили на стыках колёсам оглушительно в ночной тишине - Столица, обычное дело. А оказалось, что это в проходили испытания авиадвигателей в Фирме Люльки (завод авиадвигателей № 165 - ОКБ-165 - НПО «Сатурн» ). Но об это мы узнали значительно позже. К этому времени Испытания уже были перенесены в филиал - за город. 293 школа, 4-7 классСидео в классе я с Луковцевой. Помню некоторые фамилии, Прошкина, Бексентеев, Капотов. Сдружился с Лодькой Ивановым - он пригласил меня на день рождения. И пришлось мне объяснять, матери что нужно делать АЛАВЕРДЫ.
В школе мы на уроке физкультуры выходили и школы спускались вниз по склону около Миллионного моста надевали лыжи и шли в сторону ЖД и затем в массив Лосиного Острова. Там были проложены трассы. Мы по ним катались с Митькой Рубинштейном, у которого была Шапка-Трасформер. Были и горки и даже деревянный трамплин. С Лодькой однажды, недалеко от платформы "Яуза" преодолевали на лыжах ЖД насыпь . Внезапно меня окружила стая крепких ребят и потребовала лыжные палки. А палки я взял не свои (их у меня в то время - не было) а брата. Я им и говорю, что я не отдам. Мне сначала мне был показан нож а потом последовал отработанный удар в челюсть, после которого я упал и некотрое время был бес сознания. А когда пришёл в себя, то палок у меня не было а вместо них гадкое чувство, которое наверено испытывает ограбленный человек, да и ещё с вывихнутой челюстью. Что это была за компания, которая на мне отрабатывала приёмы сбивания ребят в "ватаги", я не знаю. Этот случай вызвал у меня силное переживание, но охоту ходить в Лосиный остров не отбил. Летом совершили с Лодькой дальний поход за грибами. С Павловым устраивали партизанские набеги. С Гусельниковым ходили на лыжах в сильный мороз в дом его бывшего проживания в Красных Соснах . ЛетоОтцу, как ответственному работнику, давали в аренду дачу в ведомственых дачных поселках. Сначала было Кратово (1957-1959, 3-5 класс ), потом Болшево (1960-1962, 6-8 класс ), потом Назарьево (1963-1966, 9-11 класс ). Там было организовано питание таки образом, приходили люди с судками, куда накладывали первое второе и третье. Для меня это была самое томительное время. Надо было стоять в очереди, и еще каким-то образом решать, что делать с едой, аппетита у меня никогда не было. Ведь надо было играть с друзьями - какая еда? ПавловОн внезапно появился и также внезапно исчез. Но между двумя этими событиями целая жизнь. Как-то я, возвращаясь из школы заметил фигуру знакомого по пионерлагерю, прославившегося тем, что снялся в фильме ( Пионерия, кажется ) о том как проводит время в пионерском лагере, как пишет письмо маме. В общем, как говорится, на следующий день стал знаменитым. Его матери дали комнату в соседнем подъезде. В пионерлагере мы особо не дружили а тут на почве запуска спутников, сдружились. Он был ни школьным, ни институтским другом а, как говорится, вне конкурса. Начавшаяся Космическая Эра захватила нас с Павловым. Вырезали газетные статьи про запуски спутников, Лунников. Ходили на выставку смотреть экспонаты, связанные с Космосом. А позже стали ходить в Клуб Любителей Космонавтики во вновь отстроенный Дворец пионеров на Ленинских Горах . Собирали с ним радиосхемы, в результате появился МЕМ про сгоревший транзистор: "Погиб Триод невольник чести". С балконов, сначала с моего - он выходил на Галушкиа, а Павлова - во двор, запускали голубей и они взлетали выше дома. Вместе занялись фотографией - у меня появилась Смена. Павлов выделялся своей неординарностью, разговорчивостью и активностью, всегда меня куда-то тащил. В Клуб космонавтики без него бы я не пошел. После школы поступал в военное училище – не прошел по конкурсу, попал в армию. Сначала в Каунас. Потом в Германию. После армии поступил в МГУ на психологический факультет. Закончил МГУ. И где он только не работал. Составлял психологические тесты для космонавтов. Работал психологом в Артеке. Это то, что я помню. Всю жизнь мы с ним спорили. У нас здорово отличались точки зрения на многие вещи. Но это не мешало нам дружить. Началась перестройка. Я в принципе был согласен, что нужны перемены. Но коренное разногласие у нас было по поводу науки. Павлов считал, что наука должна сама зарабатывать деньги. А не может – пусть умирает. Я считал, что наука не должна так напрямую зависеть от заработка. И считаю, что жизнь доказала мою правоту. Павлов, как только появились кооперативы и малые предприятия, тут же организовал свою фирму. Вначале у него дела шли хорошо. У него появились деньги. Он с легкостью купил машину. Но прошло немного времени и, вдруг, он исчез. Потом появился, попросил в долг денег, причем немного. Но у меня и таких денег не было. Мы сами кое-как сводили концы с концами. Он продал машину и вообще исчез. Правда потом объявлялся с просьбой по поводу того, чтобы подвезти его на недавно купленный участок – он был в той - же стороне, где и наша дача. Но поездка не получилась из-за моих семейных дел. А последний раз он меня нашел через Интернет. Он сказал, что живет в Новгороде (Великом). Снимает квартиру. Мы договорились о встрече. Но не встретились. А при попытке позвонить на его мобильный телефон он оказался недоступен. . Проблема с учёбойА вот с учёбой появились проблемы, которых раньше не было. Мне очень нравился предмет история и учились по очень хорошему учебнику "История древнего мира". Да ещё мне дали почитать книгу Легенды и мифы Древней Греции. Я проглотил её за вечер. Когда на следующий день учительница спросила, кто хочет ответить, я поднял руку вышел к доске и … не смог вымолвить ни одного слова. Видно язык не смог работать, так как нужно. Я впал в ступор. И после этого случая боялся вызовов к доске. Да и вообще мне приходилось жутко напрягаться, чтобы успевать. У нас был учитель по математике(это наверно 7-ой класс). Он был хром. Ездил на работу на машине. Всех муштровал. Мне тоже очень сильно доставалось. Как-то ближе к окончанию класса, когда надо было выставлять отметки, (а у меня все было очень плохо) он меня вызвал к доске и дал какое-то задание. Я взял да и справился с ним. Он ужасно удивился и сказал, что-то вроде следующего: «Я думал уже поставить на тебе крест, а ты справился – молодец, значит ты не пропащий. Будешь учиться дальше». По русскому языку у нас была учительница, которая нас жутко напрягала, и мне не нравилась, не то что по истории (она учила нас только один). Но экзамены выпускные в 7-мом классе я сдал все на хорошо . И несмотря на это в списках восьмиклассников меня не оказалось (я это отношу к проискам Нины Ивановны, за что-то она понаехавших не взлюбила). Прийдя в школу, стал искать свою фамилию - а её нигде не было. В этот год шло переформирование списков классов (неугодных отправляли в техникумы). Я стал ходить по школе и искать одноклассников. Открыв дверь в один из классов увидав Лодьку я сказал фразу «А меня нигде нет». Класс заржал. Этот случай вошел в историю. А меня потом все-таки вписали в список. 7 класс. Витька ЕгоровС чего началась дружба - не помню. Скорее всего на почве фотографии. Витька отличался в школе тем, что бегал по стенам. У него были белые полукеды, которые он обрабатывал мелом. И когда бегал по стене на ней оставались белые остатки мела около следа. Наверно за это его звали Макакой. Он жил в доме Жолтовского (184 по Поспекту мира). Из этого дома, он находился рядом со школой, было чут не половина учеников. Там был книжный магазин и в моменты финансовых трудностей (это уже в студенческие годы) я сдавал в букинистический отдел книги из книжного шкафа в тайне от родителей. Помню что меня следующий по очереди настоятельно просил не сдавать "Бессоницу" Крона. Я, из упрямства, отказал ему. Может поэтому и мучаюсь теперь Бессоницей. Отвлекаясь теперь в другую сторону могу сказать, чтов студенческое время я эту книгу не прочитал - мне показалось начало скучным. А уже позже в интернете тоже пытался читать. Но - не получилось: перестройка нанесла свой удар и по Книгочтению. Сказалось токсичское действие "Огонька" и ему подобных отравителей.
Он женился на девчонке из соседнего класса, ктороая тоже жила в Доме Жолтовского. Её Фамилию я помню-Недригайлова. Как то Витька пригласил меня к себе домой - мы у него проявляли фотографии. И я воочию убедился в просторности помещений - на лестничных пролётах можно было спокойно разъезжать на взрослых велосипедах. Кстати позже (наверно это был 10-ый класс) там была знаменитая наша тусовка с девчонками из соседнего класса, имевшая дисциплинарные отголоски у Завуча. 8-10 класс. Битва за знания. Битлы. ФутболЕдинственный из старого класса был Лодька Иванов. Но странное дело, мне никто не давал понять, что я "ЧУЖАК". Хотя в классе собралась совершенно разнохарактерная публика. И каждый был "себе на уме". Но это никак не разрушало весь коллектив. Мало того однажды мне было сделано предложение, от которого нельзя было отказаться. А дело было так. В классе училось два Сашки Агеева. Один Высокий, другой невысокого роста и жил он в Доме Жолтовского. Так вот это Сашка Агеев и Жолтовского дома подходит однажды ко мне и говорит: "Сегодня после уроков - футбол, приходи на пятак".Я что-то стал мямлить невразумительное. Сашка посмотрел на меня так выразительно, что я понял - мой отказ ничего в складывающихся отношениях - не убавит. Но если я приду то это прибавит именно для меня. Я пришёл, как был. в школьной форме и обуви (мне потом от матери сильно досталось) на "пятачок". Пятачёк - это была небольшая утоптаная, почти без травы, площадка между среди кустов и деревьев (сейчас там стоит называвшийся в свое время «Монреальский павильон Экспо-67») за скульптурой Мухной "Рабочий и колхозница". Пришли почти полкласса - Лёшка Прямков , Лодька, Старосельский, Димка, Сашка Агеев (Жолтовский), Новиков, Третьяков, Шипилов, Тараданкин. В общим стали играть 5 на 5. И каждый день после школы мы шли на пятачок. В классе была особая атмосфера дружбы. По-злому никого не подначивали. Не было отдельных островов дружбы. Был коллектив. И даже «эгоисты» не выходили из рамок коллективизма. А ядром был футбол. Однажды отдавая пас я нудачно споткнулся, упал на левую руку и сильно порезал внутреннюю сторону ладони стеклом от разбитой бутылки до сухожилий. Я бежал до поликлиники, а кровь никак не останавливалась. Наложили скобку. Остался шрам, который пересекает одну из «линий жизни». Время шло. Сашка Агеев (Жолтовский) - ушёл после 8-го класса. Пришли Жора Заброда, Вася Люпей-Юан. Жора был хром, но в футбол играл так-же неистово как и все остальные. Вася был чистый Есенинский блондин а фамиля досталась ему от отчима.Его наша ЗавУч звала почему-то Люпей. Колька Гусельников появился у нас в 8 классе. У него видно что-то неладное случилось в семье. Я никогда не был любопытен и до сих пор не знаю, что случилось. Но главное - ему пришлось переехать жить к тетке. В доме у ЖД, где Аптека. Он, мне показалось, был какой-то потерянный, и я его старался поддержать. Так как одному трудно выиграть битву мы объединились на почве английского и математики. Между штудированием играли в волейбол синей бархатной подушечкой для иголок в комнате, заставленной мебелью. Как-то (установлена точная дата 14 января 1962 года, с помощью дневника) отправились в сильный мороз на лыжах от моста через Яузу до его дома (в районе ул. Красной сосны). Дошли, открыли пустующий дом, растопили печку, согрелись. Пошли обратно – я отморозил нос. Хорошо, что Колька оглянулся и увидел, что чисто зрительно нос у меня отсутствует – он стал одного цвета с белым снегом. С Колькой мы вместе готовились к экзаменам. Ходили в Лосиный остров. Вообще он очень серьезничал. Как-то наш класс отправили на ВДНХ проводить какие-то уборочные работы. Мы баловались, и кто-то стал делать трубки из растений и стреляться. (Потом оказалось, что это борщевик.) У многих появились на следующий день огромные волдыри неизвестного происхождения, в том числе и у меня. Отец, я помню, очень испугался. Вызвал скорую. Прикатил ЗИЛ 111 с Грановского. Меня отвезли вскрывать эти волдыри. А в классе многие неделю ходили перебинтованными. Начался битловский период. Помню появилась пластинка «Твенти топ, Твенти Твистс.» Там без перерывов шли твисты. Мы переписывали друг у друга музыку. Удачей было найти пластинку. Образовалась четверка. Я, Димка Певцов, Витька Хватов и Вовка Старосельский . У Витьки Хватова, к нашей белой зависти, появился магнитофон «Тембр» . Мы в то время боролись за качество записи, а магнитофон был полупрофессиональный. Но на первом месте была все-таки битва за знания. Расслабиться нам не давали: Адель Марковна Шаргородская- математичка и её сестра Марьяна Марковна - физичка. Они из нас муштрой все соки вытягивали. Пришлось заниматься до седьмого пота. Как я ни старался (учил физику по Лансбергу) мне выше тройки не ставили. После после поступления в институт я пошёл в школу. Встретил физичку и сказал, что я сдал на 4-ку физику - она сказала - "это я тебя подтягивала". А футбол сплачивал коллектив в войне за знания. Все друг-друга поддерживали. Одиннадцатый классВспоминается ещё один знаковый случай. уроки по труду были и в более ранних классах. Однажды идя в школу, я поскользнулся не доходя до станции скорой помощи (тогда была улице Касаткина между Больницеё Сороковой и НИИЭХАИ я упал и ушиб руку. А у нас первым был урок труда, где мы на токарном станке вытачивали какю-то деталь. И я не смог крутить штурва подачи - рука - не слушалась. Оказалось - что ключица сломана- проходил в гипсе месяц. Но важно, что ведь станки у нас были и мотивация к труду при этом присутствовала - работа с техникой меня всгда привлекала. А тут из болванки точи пластину измерительную. Уже через пять минут надоест. А нас этим мурыжили полгода. А в следующие полгода мы делали подставку для паяльника. И всё для того чтобы в аттестате было записано прошёл полный курс производственной практики. Может к этому времени поняли, что инженеро у нас достаточно а техников не хватает. Так претенденов на эту специальность отсеяли не пустив их в 8 класс и они ушли в техникумы.
Это было странно, потому-что меня однажды послали на конкурс чертёжников, единственного от школы,это наверно в 7-мом или 8-мом классе, где я успешно справился с заданием. Конфилкт был очень затяжной, с вызовом к ЗавУчу. Но тут я заболел скарлатиной, это прямо перед новым годом. И меня положили в ЦКБ в инфекионный корпус и там провалялся целый месяц в Одиночной палате, за стеклом, правда с огромной ванной комнатой. Когда я вернулся к учёбе мне пришлось усиленно навёрстывать упущенное. К маю все стали готовиться усиленно к выпускным экзаменам. Готовился и я. Но Отец решил, что экзамены могут повлиять на моё здоровье (мне после скарлатины поставили диагноз - осложнение на сердце, запретили заниматься физкультурой), добился аттестации без экзаменов и отправил меня в Тетьково. Пока все сдавали экзамены - я поправлял здоровье в доме отдыха. И на выпускной фотографии меня нет . Вместо меня Шевелёва. А среди учителей Цементит-Ледибуритыч, второй трудовик. Он как-то больше был к нам расположен и с ним было меньше конфликов, чем с Первым трудовиком. Решение не участия моё в экзаменах, было неожиданным. Я сначала принял в штыки. Но все меня убеждали, что лучше потратить силы на вступительныв в ВУЗ. Я уже знал (брат притаскивал из МВТУ газету собственного издания и показывал мне сюжеты в картинках про их студенческую жизнь, которые сыграли роль в выборе специализации) на какой факультет буду подавать документы : Конструкторско-механический, Колёсные машины. Успокоился я после того как учителя мне стали говорить то-же самое. Правда я не помню кто из них был самым убедительным. Забегая вперёд, с тем документом, который выдали в придачу к диплому - а именно: присвоение мне квалификации слесаря электрика 3-го разряда приёмная комиссия долго не знала что делать. Так он и сгинул где-то. Двоичное послешколие.Аттестовали меня по годовым оценкам. Там полно троек. Но самая обидная тройка стоит по астрономии. Моя обида состоит в том что однажды меня вызвала к доске Марьяна Марковна и мне нужно было рассказать про кометы. А я как раз накануне прослушал лекцию в Политехническом Музее где как раз рассказывалось о природе образования комет. Я естественно хотел блеснуть полученнвыми знаниями ( а в то время мы в Политехнический музей ходили как на раброту - посещая дополнительные курсы по математике и физике по школьной программе и в плане образования по курсу от Клуба Космонавтов) и стал излагать современные взгляды на то из чего состоят кометы. Марьяна Марковна прервала меня на полуслове, постсадила на место и поставила двойку. Я сидел остальную часть урока ошарашенный свалившеёся на меня несправедливостью. Но и это прежил. Этот троечный аттестат мне выдали на школьном выпускном вечере в Большом зале, вместе со всеми. В этом же зале был и вечер, котрый усиленно готовила Мать с другими родителями. После вечера были гуляния на Ленинских горах. И я как-то пережил состояние "Белой Вороны". Потому-что надо было втягиваться в подготовку к экзаменам в институт ( а МВТУ в то время расшифровывалось как ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, правда высшее). Кое-как с эти справился, с помощью всё тех-же одноклассников. Началось двоичное послешколие. Благодаря школьной реформе состоялось два выпуска в один год, дореформенных 10-ых классов и послереформенных 11 классов. В МВТУ был конкурс на мою специальность около 4-5 человек. Надо было готовиться. Весь год наш квартет, далеко выходя за пределы школьной программы, посещали разные курсы (один из них в Политехническом Музее), решали заумные задачки, штудировали Лансберга. Для написания сочинения надо было не забыть русский. И включили в список втурительных экзаменов ХИМИЮ - ведь шла ещё и химизация всей страны. На всё про всё оставался месяц. На лето мы перезжали в Назарьево . Там у нас была ведомственная дача. Познакомился рапирисстом Сашкой Шапошниковым и Алешкиным Витькой. У Алешкина был наверно какой-то разряд по баскетболу, и мы играли больше всего в баскетбол. Купались в речке Вяземке и катались на лодках. Ловили крошечных окуней. Приезжал туда Павлов. Он купил кинокамеру и мы снимали, с участием Валерки, криминальный детектив. . Переехав туда после выпускного я понял, что готовиться здесь не смогу - слишком много соблазнов. И я уехал в Москву, жёстко поставив родителей об этом в известность. Экзамены прошли для меня довольно легко. Я помню что и когда писал сочинение и сдавал физику и математику (и письменно и устно) была какая-то ясность в голове и лёгкость. Проблема у меня была с химией. Мне поставили тройку. Но преподавательница меня успокоила, сказала, что эта оценка не повлияет на основной результат. А там у меня были четвёрки и пятёрки. Мой последний экзамен совпал с Бракосочетанием Брата. Свадьба была в ресторане на ВДНХ "Золотой Колос". После свадьбы все уехали на дачу, а меня, как набравшего необходимое количество баллов и зачисленнового в студенты, занарядили на трудовые работы. Бывших абитурьентов инициировали в студенты отбойными молотками (нас ими снабдили а вот рабочей одеждой - нет и мы в метро возвращались грязными, на этой почве сдружился с Берёзко), которые в Тюфелевой роще долбили фундамент для строявшегося цеха завода ЗИЛ, в настоящее время несуществующего. Наступило Первое сентября - начались занятия. Я нашёл себя в списках, но по другой специальности - не Колёсные машины а Гусеничные . Пошёл выяснять. Мне стали объяснять, что первые 2 года вы все будете учится вместе "на потоке". А группы оформяться позже. Я не стал возражать не К3 (Колёсные) а К2(Гусеничные). Ладно - там посмотрим. И первое время мы так и занимались - потоком. Но основные мои знакомые по Тюфелевой Роще оказались в другом потоке - Терляков, Берёзко - К1. Чтобы общаться выкраивал время и поводы (встречали какого то правитьеля на Ленинском). Но поиск по вывешенному, около деканатара, расписанию занятий группы (К2-11 -наша группа) требовал больших усилий, из-за запутанных и длиннющих коридоров старого и связанного с ним нового здания, и заставлял держаться кучками "салаг", чтобы не потеряться и не опоздать на занятия. Так и появилась троица Я, Смирнов и Ангел, (ударение на последнем слоге) так мы с лёгкой руки Смирнова стали звать Магаданца Серёгу Уйманова. Началась новая жизнь. |
SITE: Remarkable life on the island.(Elk Island) //////////////// Email: tolia2315@gmail.com \\\\\\\\\\\Home |