ШКОЛЫ

1954. Будённый

Пошёл я в школу в 1954 году в Будённом( до 1958 — Будённое, Буденный,до 2007 — Красногвардейское,сейчас Бирюч ) где Отец с 1952 года стал работать Первым секретарём Райкома. Есть многозначительная фотография Отца и Будённого с XX съезда.
Нам выделил отдельный дом на ул Карла Маркса, напротив Напротив здания Суда Суда (это почти в центре). Недалеко Райком , Школа, Кинотеатр, Овраг (место для катания на санках), Речка , Выставка.
Не помню, чтобы были проблемы у меня с учёбой. Про школу помню только одну железную кружку на всю школу, привязаннуя к ёмкости с водой и вытоптанный школьный двор с американскими клёнами, шумные весёлые потасовки.
С М Будённый и П Ф Федосов на 20 съезде. Февраль 1956 Дом в котором мы жили в Будённом . Фото Хмелькова. Будённый. Стадион. Праздник. Ленин и Сталин - вместе Я с друзьями Мишкой и Женькой Мишка и Я Я читаю "Огонёк" на стенде около Райкома (бывшее земство) Я читаю "Огонёк" дома Кукуруза как "Волшебная Палочка"
Я в Будённом жил обычной жизнью мальчишки, не чувствуя недоброжелательности окружения. Меня видно хотели (сын первого лица) выдвинуть по представительской линии, для чего отправили участвовать в каком-то празднике на главной сцене. Я помню, что мне пришлось закрывать руками лицо от наведённых на меня прожекторов, когда я читал какой-то текст. И именно за это меня все потом корили, что я себя на сцене вёл ужасно. Так что артистическая карьера для меня закрылась в довольно раннем возрасте. Но с друзьями мне было хорошо. Помню с Сашкой катались зимой в овраге, испытывая радость земного бытия.
Весной отправилиь смотреть ледоход и промокли все до ниток. Родители приятеля, увидев моё бедственное положение, запихули меня в ванную а мои родители до вечера меня везде разыскивали - мне, чтобы заявиться в дом в нормальном виде надо было как-то привести себя в порядок.
Тяга к коллекцированию проявилась в сборе этикеток от спичечных коробок, которые мы где только не находили.
Приводил в восторг запах бензина, когда Отец меня катал на ГАЗ-69. Приборная панель Победы тоже вызывала восхищение своми зелёными огоньками, а заний фонарь в виде самолёта служил для игры. Я разбегался издали и, подбегая к нему, испытывал чувство полёта. Для игры в сомолёт мы использовали сцепленные стулья и, качая их из строны в сторону, гудели, изображая бомбардровщик. Журнал "Мурзилка" вызвал желание переписываться с ним. Взрослых мы в нашу деятельность не посвятили и наши самодельные конверты, брошенные в почтовый ящик, так и стали "Письмами на деревню дедушке". Кроме этого рыбалка на Тихой Сосне. Там же я самостоятельно научился плавать, поняв, что могу держаться на воде без посторонней помощив, а собачьи движения руками придают движение.

Мы понаехали в Москву

В связи повышением - Отца превели на работу в Москву (в январе 1957 года было принято решение секретариата ЦК КПСС об отзыве меня с районной работы и утверждение инструктором ЦК), - мы понаехали в столицу в Москву и поселились на улице 3-й проезд Алексеевского студенческого городка (сейчас ул. Б. Галушкина) в Красном новом доме. Была готова только одна четвертая часть дома. Везде шла стройка, и можно было ходить по неотделанным квартирам, когда стройка замирала. Отстраивался и район Гостиниц к Фестивалю 1957 года.
Лето мы провели на даче "Кратово", смотря по телевизору Темп-2 (недавно приобретённому) происходящие на Фестивале события. К нм в гости приехала Нина и отметила моё желание подражать на иностранной речи, лившейся из телевизора.Лето было жаркое и Нина брала меня с собой на песчаный карьер купаться. На этой же ветке была станция Томилино, где я Томился в Пионерлагере.
3-ий проезд АСГ. Справа стройка Красного Дома 3-ий проезд АСГ.Слева располагалась Мазутка. Школа на Мазутке. Номер, вероятно, 286. Построена в 1950 г. Архитектор Степанова . Вид на Мазутку Копытовка, правый приток Яузы Сатурн. Наше время
Мебели мы с собой не привезли и первое время мы спали в ванной.
Удивительный запах заснеженной Москвы запомнился навсегда.
Хоть я в Москве и был раньше, когда отец учился, но я был еще маленький и мало что помню. Помню гуляния в праздники, синие троллейбусы, поход в Мавзолей с Лениным и Сталином.
По улице (в то время ещё Проезду) ходил 10-ый трамвай, на нём можно было доехать до Станции "Метро Сокольники". Отец работал в здании на Новой площади и я иногда ездил к нему, доезжая до станции "Дзержинская". ВДНХ построили позже. В 1958 году.
Валерка пошёл учиться в 293 Школу на ул Касаткина.А меня в эту школу почему-то не взяли. Может из-за того, что Директор была неблагосклонна к Понаехавшим? В общем в 3-ий класс я стал ходить на Мазутку в школу 286 . Раньше я не помню, чтобы у меня были проблемы с учебой. А тут появились. И я почувствовал недружелюбие к чужакам. Все время надо было быть настороже. Везде была невидимая опасность. Я помню, как был осмеян всем классом, когда попросился «на двор» (так мы говорили в школе, когда надо было выйти в туалет, он ведь был на улице). Мой путь пролегал мимо Мазутного заводика. По одним данным это была Мазутная База Нобиля . А когда я работал в СМП-339 мне показалось, что это не нефтяная база а часть структуры СМП. Окна из нашей квартиры (в то время номер её был двузначный - нумерация шла от нашего подъезда, потом стала 367) выходили на улицу, где ходили с шумом трамваи 10-ый сокольники и 11-ый. Позже 10-ый отменили. Летом из окна можно было видеть капустное поле и пойму реки Копытовки , местами захламлённую вываленными из самосвалов гоками грунта. Копытовку позже забрали в трубу. А перед впадением в Яузу построили очистные сооружения.
Временами местность наполнялась истошным воем . Мы особенно не заморачивались на этот счёт - трамваи иногда и громче гремели и электрички тоже иногда колотили на стыках колёсам оглушительно в ночной тишине - Столица, обычное дело. А оказалось, что это в проходили испытания авиадвигателей в Фирме Люльки (завод авиадвигателей № 165 - ОКБ-165 - НПО «Сатурн» ). Но об это мы узнали значительно позже. К этому времени Испытания уже были перенесены в филиал - за город.

293 школа, 4-7 класс

В 4-ый класс я уже пошёл в 293 школу, и меня, как чужака, пришли бить какие-то крепкие ребята (несколько человек) из другого класса. В то время представлял тщедушное существо (в пионер лагере "Томилино" у меня был недовес около 10 килограммов), - не способное к какому либо физическому сопротивлению. Мне врезали по глазу, который начал сильно слезиться и на следующий день пришлось поехать в поликлинику на улице "Сивцев Вражек" (мы были к ней прикреплены). Сделали какие-то уколы - слёзы прекратились, но зрение стало резко падать -мне выписали очки для постоянного ношения .
Сидео в классе я с Луковцевой. Помню некоторые фамилии, Прошкина, Бексентеев, Капотов.
Сдружился с Лодькой Ивановым - он пригласил меня на день рождения. И пришлось мне объяснять, матери что нужно делать АЛАВЕРДЫ.
Школа 293. Старое здание Поликлиника на улице Сивцев Вражек Начало лыжной трассы от школы. (Старое фото этого места) Начало лыжной трассы от дома начиналось от ЖД моста моста через Яузу . Место слияния Копытовки и Яузы . Чтобы пройти в Лосиный Остров надо миновать территорию "Сатурн" и пройти по мостику через Яузу . Вид на мост со стороны Лосиного Острова Мать, Павлов и я на прогулке по Лосиному Острову
Попал я под раздачу ещё раз, когда катался на лыжах.
В школе мы на уроке физкультуры выходили и школы спускались вниз по склону около Миллионного моста надевали лыжи и шли в сторону ЖД и затем в массив Лосиного Острова. Там были проложены трассы. Мы по ним катались с Митькой Рубинштейном, у которого была Шапка-Трасформер. Были и горки и даже деревянный трамплин.
С Лодькой однажды, недалеко от платформы "Яуза" преодолевали на лыжах ЖД насыпь . Внезапно меня окружила стая крепких ребят и потребовала лыжные палки. А палки я взял не свои (их у меня в то время - не было) а брата. Я им и говорю, что я не отдам. Мне сначала мне был показан нож а потом последовал отработанный удар в челюсть, после которого я упал и некотрое время был бес сознания. А когда пришёл в себя, то палок у меня не было а вместо них гадкое чувство, которое наверено испытывает ограбленный человек, да и ещё с вывихнутой челюстью.
Что это была за компания, которая на мне отрабатывала приёмы сбивания ребят в "ватаги", я не знаю. Этот случай вызвал у меня силное переживание, но охоту ходить в Лосиный остров не отбил. Летом совершили с Лодькой дальний поход за грибами. С Павловым устраивали партизанские набеги.
С Гусельниковым ходили на лыжах в сильный мороз в дом его бывшего проживания в Красных Соснах .

Лето

У работающих родителей всегда есть проблема - куда девать детей летом.Были разные варианты. Отправить в пионерский лагерь (например в Томилино, пл 42 км), к Тете Груне, в Борисоглебск , или на дачу.
Отцу, как ответственному работнику, давали в аренду дачу в ведомственых дачных поселках.
Сначала было Кратово (1957-1959, 3-5 класс ), потом Болшево (1960-1962, 6-8 класс ), потом Назарьево (1963-1966, 9-11 класс ).
Там было организовано питание таки образом, приходили люди с судками, куда накладывали первое второе и третье. Для меня это была самое томительное время.
Надо было стоять в очереди, и еще каким-то образом решать, что делать с едой, аппетита у меня никогда не было. Ведь надо было играть с друзьями - какая еда?

Павлов

Павлов занимает в особое место среди друзей.
Он внезапно появился и также внезапно исчез. Но между двумя этими событиями целая жизнь.
Как-то я, возвращаясь из школы заметил фигуру знакомого по пионерлагерю, прославившегося тем, что снялся в фильме ( Пионерия, кажется ) о том как проводит время в пионерском лагере, как пишет письмо маме. В общем, как говорится, на следующий день стал знаменитым.
Его матери дали комнату в соседнем подъезде.
В пионерлагере мы особо не дружили а тут на почве запуска спутников, сдружились. Он был ни школьным, ни институтским другом а, как говорится, вне конкурса.
Павлов с фотоаапаратом. Мы на съёмках Я с фотоаппаратом "Смена" на фотосессии с Павловым Павлов - Лектор в Клубе Гагарин, Титов, Попович во Дворце Пионеров. Келдыш и Каманин Я в Павильоне Космос Лекция в Клубе Космонавтов Фотография Поповича, которую я сделал
Рядом с домом был Лосиный Остров. И мы ходили туда гулять. Мост через Яузу у нас был декорацией, где мы изображали партизан.
Начавшаяся Космическая Эра захватила нас с Павловым.
Вырезали газетные статьи про запуски спутников, Лунников. Ходили на выставку смотреть экспонаты, связанные с Космосом. А позже стали ходить в Клуб Любителей Космонавтики во вновь отстроенный Дворец пионеров на Ленинских Горах .
Собирали с ним радиосхемы, в результате появился МЕМ про сгоревший транзистор: "Погиб Триод невольник чести".
С балконов, сначала с моего - он выходил на Галушкиа, а Павлова - во двор, запускали голубей и они взлетали выше дома.
Вместе занялись фотографией - у меня появилась Смена.
Павлов выделялся своей неординарностью, разговорчивостью и активностью, всегда меня куда-то тащил. В Клуб космонавтики без него бы я не пошел.
После школы поступал в военное училище – не прошел по конкурсу, попал в армию. Сначала в Каунас. Потом в Германию. После армии поступил в МГУ на психологический факультет.
Закончил МГУ. И где он только не работал. Составлял психологические тесты для космонавтов. Работал психологом в Артеке. Это то, что я помню.
Всю жизнь мы с ним спорили. У нас здорово отличались точки зрения на многие вещи. Но это не мешало нам дружить.
Началась перестройка. Я в принципе был согласен, что нужны перемены. Но коренное разногласие у нас было по поводу науки. Павлов считал, что наука должна сама зарабатывать деньги. А не может – пусть умирает. Я считал, что наука не должна так напрямую зависеть от заработка.
И считаю, что жизнь доказала мою правоту.
Павлов, как только появились кооперативы и малые предприятия, тут же организовал свою фирму. Вначале у него дела шли хорошо. У него появились деньги. Он с легкостью купил машину.
Но прошло немного времени и, вдруг, он исчез. Потом появился, попросил в долг денег, причем немного. Но у меня и таких денег не было. Мы сами кое-как сводили концы с концами. Он продал машину и вообще исчез. Правда потом объявлялся с просьбой по поводу того, чтобы подвезти его на недавно купленный участок – он был в той - же стороне, где и наша дача. Но поездка не получилась из-за моих семейных дел.
А последний раз он меня нашел через Интернет. Он сказал, что живет в Новгороде (Великом). Снимает квартиру. Мы договорились о встрече.
Но не встретились. А при попытке позвонить на его мобильный телефон он оказался недоступен.
.

Проблема с учёбой

Внешкольная жизнь "била ключём": Космонавтика - вырезал из газет сообщения ТАСС и всё что касалось запусков и вклеивал в альбом, собирание радиосхем, зимой игры в хоккей самодельными клюшками в замерзших бочажках "Капустного поля", игра в "Плошки" (плошками у нас были пуговицы) - этим мы увлекались с Митькой Рубинштейном до его отъезда на Сретенку, чтение и книг из школьной библиотеки Майн Рида, Стругацких ранних, Ефремова (я пречитал всю школьную библиотеку), периодика: "Техника-Молодёжи", "Искатель", сборники Фантастики- занимали досуг.
А вот с учёбой появились проблемы, которых раньше не было. Мне очень нравился предмет история и учились по очень хорошему учебнику "История древнего мира". Да ещё мне дали почитать книгу Легенды и мифы Древней Греции. Я проглотил её за вечер. Когда на следующий день учительница спросила, кто хочет ответить, я поднял руку вышел к доске и … не смог вымолвить ни одного слова.
Видно язык не смог работать, так как нужно. Я впал в ступор. И после этого случая боялся вызовов к доске. Да и вообще мне приходилось жутко напрягаться, чтобы успевать.
У нас был учитель по математике(это наверно 7-ой класс). Он был хром. Ездил на работу на машине. Всех муштровал. Мне тоже очень сильно доставалось. Как-то ближе к окончанию класса, когда надо было выставлять отметки, (а у меня все было очень плохо) он меня вызвал к доске и дал какое-то задание. Я взял да и справился с ним. Он ужасно удивился и сказал, что-то вроде следующего: «Я думал уже поставить на тебе крест, а ты справился – молодец, значит ты не пропащий. Будешь учиться дальше». По русскому языку у нас была учительница, которая нас жутко напрягала, и мне не нравилась, не то что по истории (она учила нас только один). Но экзамены выпускные в 7-мом классе я сдал все на хорошо . И несмотря на это в списках восьмиклассников меня не оказалось (я это отношу к проискам Нины Ивановны, за что-то она понаехавших не взлюбила). Прийдя в школу, стал искать свою фамилию - а её нигде не было. В этот год шло переформирование списков классов (неугодных отправляли в техникумы). Я стал ходить по школе и искать одноклассников. Открыв дверь в один из классов увидав Лодьку я сказал фразу «А меня нигде нет». Класс заржал. Этот случай вошел в историю. А меня потом все-таки вписали в список.

7 класс. Витька Егоров

В 7-м классе подружился с Витькой Егоровым.
С чего началась дружба - не помню. Скорее всего на почве фотографии.
Витька отличался в школе тем, что бегал по стенам. У него были белые полукеды, которые он обрабатывал мелом. И когда бегал по стене на ней оставались белые остатки мела около следа. Наверно за это его звали Макакой. Он жил в доме Жолтовского (184 по Поспекту мира).
Из этого дома, он находился рядом со школой, было чут не половина учеников.
Там был книжный магазин и в моменты финансовых трудностей (это уже в студенческие годы) я сдавал в букинистический отдел книги из книжного шкафа в тайне от родителей. Помню что меня следующий по очереди настоятельно просил не сдавать "Бессоницу" Крона. Я, из упрямства, отказал ему. Может поэтому и мучаюсь теперь Бессоницей. Отвлекаясь теперь в другую сторону могу сказать, чтов студенческое время я эту книгу не прочитал - мне показалось начало скучным. А уже позже в интернете тоже пытался читать. Но - не получилось: перестройка нанесла свой удар и по Книгочтению. Сказалось токсичское действие "Огонька" и ему подобных отравителей.
Дом Жолтовского .Проспект Мира, 184 Лестничные марши в Доме Жолтовского Проспект Мира, 186 — дом-коммуна архитекторов Соломона Лисагора и Моисея Гинзбурга, построенный в 1928-1930 годах. Я с Виктором. Фотоопыты с автоспуском. И неудачная проявка. Опыты по съёмке портрета. Автор Витька. Виктор экспериментирует делая мой портрет Старосельский про нашу тусовку написал стих
Витька после 7-го класса учиться в школу - не пошёл, поступил в техникум. И потом по-моему работал на заводе "Калибр".
Он женился на девчонке из соседнего класса, ктороая тоже жила в Доме Жолтовского. Её Фамилию я помню-Недригайлова.
Как то Витька пригласил меня к себе домой - мы у него проявляли фотографии. И я воочию убедился в просторности помещений - на лестничных пролётах можно было спокойно разъезжать на взрослых велосипедах.
Кстати позже (наверно это был 10-ый класс) там была знаменитая наша тусовка с девчонками из соседнего класса, имевшая дисциплинарные отголоски у Завуча.

8-10 класс. Битва за знания. Битлы. Футбол

Начав учится в новом 8-м коассе я опять оказался в незнакомом коллективе. 8-х классов вместо нескольких стало два - один, девоночный, а другой в котором были одни мальчики, собранные со всех классов. Многие, как Егоров, Бексентеев, Капотов, ушли в техникумы. Про других я вообще ничего не знаю.
Единственный из старого класса был Лодька Иванов. Но странное дело, мне никто не давал понять, что я "ЧУЖАК". Хотя в классе собралась совершенно разнохарактерная публика. И каждый был "себе на уме". Но это никак не разрушало весь коллектив. Мало того однажды мне было сделано предложение, от которого нельзя было отказаться.
А дело было так. В классе училось два Сашки Агеева. Один Высокий, другой невысокого роста и жил он в Доме Жолтовского.
Так вот это Сашка Агеев и Жолтовского дома подходит однажды ко мне и говорит: "Сегодня после уроков - футбол, приходи на пятак".Я что-то стал мямлить невразумительное. Сашка посмотрел на меня так выразительно, что я понял - мой отказ ничего в складывающихся отношениях - не убавит. Но если я приду то это прибавит именно для меня.
Я пришёл, как был. в школьной форме и обуви (мне потом от матери сильно досталось) на "пятачок". Пятачёк - это была небольшая утоптаная, почти без травы, площадка между среди кустов и деревьев (сейчас там стоит называвшийся в свое время «Монреальский павильон Экспо-67») за скульптурой Мухной "Рабочий и колхозница".
Пришли почти полкласса - Лёшка Прямков , Лодька, Старосельский, Димка, Сашка Агеев (Жолтовский), Новиков, Третьяков, Шипилов, Тараданкин. В общим стали играть 5 на 5.
И каждый день после школы мы шли на пятачок.
В классе была особая атмосфера дружбы. По-злому никого не подначивали. Не было отдельных островов дружбы. Был коллектив. И даже «эгоисты» не выходили из рамок коллективизма.
А ядром был футбол.
Однажды отдавая пас я нудачно споткнулся, упал на левую руку и сильно порезал внутреннюю сторону ладони стеклом от разбитой бутылки до сухожилий. Я бежал до поликлиники, а кровь никак не останавливалась. Наложили скобку. Остался шрам, который пересекает одну из «линий жизни».
Время шло. Сашка Агеев (Жолтовский) - ушёл после 8-го класса. Пришли Жора Заброда, Вася Люпей-Юан.
Жора был хром, но в футбол играл так-же неистово как и все остальные. Вася был чистый Есенинский блондин а фамиля досталась ему от отчима.Его наша ЗавУч звала почему-то Люпей.
Колька Гусельников появился у нас в 8 классе. У него видно что-то неладное случилось в семье. Я никогда не был любопытен и до сих пор не знаю, что случилось. Но главное - ему пришлось переехать жить к тетке. В доме у ЖД, где Аптека. Он, мне показалось, был какой-то потерянный, и я его старался поддержать. Так как одному трудно выиграть битву мы объединились на почве английского и математики. Между штудированием играли в волейбол синей бархатной подушечкой для иголок в комнате, заставленной мебелью.
Как-то (установлена точная дата 14 января 1962 года, с помощью дневника) отправились в сильный мороз на лыжах от моста через Яузу до его дома (в районе ул. Красной сосны). Дошли, открыли пустующий дом, растопили печку, согрелись.
Пошли обратно – я отморозил нос. Хорошо, что Колька оглянулся и увидел, что чисто зрительно нос у меня отсутствует – он стал одного цвета с белым снегом.
С Колькой мы вместе готовились к экзаменам. Ходили в Лосиный остров. Вообще он очень серьезничал.
Сашка Агеев Второй, главный тренер Скульптура Мухиной, 1960 год
Как-то наш класс отправили на ВДНХ проводить какие-то уборочные работы. Мы баловались, и кто-то стал делать трубки из растений и стреляться. (Потом оказалось, что это борщевик.) У многих появились на следующий день огромные волдыри неизвестного происхождения, в том числе и у меня.
Отец, я помню, очень испугался. Вызвал скорую. Прикатил ЗИЛ 111 с Грановского. Меня отвезли вскрывать эти волдыри. А в классе многие неделю ходили перебинтованными.
Начался битловский период.
Помню появилась пластинка «Твенти топ, Твенти Твистс.»
Там без перерывов шли твисты.
Мы переписывали друг у друга музыку.
Удачей было найти пластинку.
Образовалась четверка. Я, Димка Певцов, Витька Хватов и Вовка Старосельский .
У Витьки Хватова, к нашей белой зависти, появился магнитофон «Тембр» .
Мы в то время боролись за качество записи, а магнитофон был полупрофессиональный.
Но на первом месте была все-таки битва за знания. Расслабиться нам не давали: Адель Марковна Шаргородская- математичка и её сестра Марьяна Марковна - физичка. Они из нас муштрой все соки вытягивали. Пришлось заниматься до седьмого пота. Как я ни старался (учил физику по Лансбергу) мне выше тройки не ставили. После после поступления в институт я пошёл в школу. Встретил физичку и сказал, что я сдал на 4-ку физику - она сказала - "это я тебя подтягивала". А футбол сплачивал коллектив в войне за знания. Все друг-друга поддерживали.

Одиннадцатый класс

Начавшаяся школьная напрямую затронула и нас. Ввели одиннадцатый класс. В Википедии написано: "В 1958 году установлено всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Переход на него полностью был осуществлён лишь к 1963 году. Полное среднее образование было увеличено на один дополнительный класс с 10 до 11 лет обучения, но через пять лет 11 класс был ликвидирован, как неудавшийся эксперимент." В слова "Неудавшийся эксперимент" входило следующее: Школа должна была обеспечить, чтобы "Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Чтобы "подготовить технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства". Для нас это значило, у нас появились уроки труда на которых мы должны были, обрабатывая обычным напильником болванку, получить идеальную геометрическую фигуру в виде параллелепипеда . Преподавателем у нас были слесарь (работа была ведь слесарная) из соседнего НИИ приборостроения.
Вспоминается ещё один знаковый случай. уроки по труду были и в более ранних классах. Однажды идя в школу, я поскользнулся не доходя до станции скорой помощи (тогда была улице Касаткина между Больницеё Сороковой и НИИЭХАИ я упал и ушиб руку. А у нас первым был урок труда, где мы на токарном станке вытачивали какю-то деталь. И я не смог крутить штурва подачи - рука - не слушалась. Оказалось - что ключица сломана- проходил в гипсе месяц. Но важно, что ведь станки у нас были и мотивация к труду при этом присутствовала - работа с техникой меня всгда привлекала. А тут из болванки точи пластину измерительную. Уже через пять минут надоест. А нас этим мурыжили полгода. А в следующие полгода мы делали подставку для паяльника. И всё для того чтобы в аттестате было записано прошёл полный курс производственной практики. Может к этому времени поняли, что инженеро у нас достаточно а техников не хватает. Так претенденов на эту специальность отсеяли не пустив их в 8 класс и они ушли в техникумы.
НИИСО, с 1956 - НИИ-25, фото 1951 года, Государственный НИИ Приборостроения Валеркин институтский чемодан, в котором он однажды притащил МВТУшную студенческую газету с вездеходами. После этого я уже знал точно на какой факультет и специльность я понесу документы Отец на Балконе. Галушкина 17. Отец и Мать в Назарьево. Я так понимаю в это время шло обсуждение, как бы не перенапрячь меня с выпускными экзаменами. Назарьево. Перед выпускными экзаменами. (Несостоявшимися)
Для меня работа руками не представляла какой-то проблемы, с 4-го класса я уже собирал сложные конструкции из детских конструкторов, потом пошли грузовики с моторчиком, модели с резиновым моторчиком из папье-маше, потом пошли радиоприёмники - это уже с 6-7 го классов. И тут нудная, неинтересная многомесячная опиловка болванки заготовки. Работа лишённая всякого смысла. Это для меня. А у нас ещё были интеллектуалы типа Хорунжего, Щербакова, которые не были нацелены на труд руками. И преподаватели труда, с которыми мы никак не могли наладить отношения. Я так понимаю их послали к нам не по доброй воле. Для них это была нагрузка. Работать они умели а педагоги из них были никакие. А у меня вообще вышел конфликт подробности которого я не помню. Помню что в полугодии меня почему-то по труду не хотели аттестовывать. И у меня был какой-то нервный срыв.
Это было странно, потому-что меня однажды послали на конкурс чертёжников, единственного от школы,это наверно в 7-мом или 8-мом классе, где я успешно справился с заданием. Конфилкт был очень затяжной, с вызовом к ЗавУчу. Но тут я заболел скарлатиной, это прямо перед новым годом. И меня положили в ЦКБ в инфекионный корпус и там провалялся целый месяц в Одиночной палате, за стеклом, правда с огромной ванной комнатой. Когда я вернулся к учёбе мне пришлось усиленно навёрстывать упущенное. К маю все стали готовиться усиленно к выпускным экзаменам. Готовился и я. Но Отец решил, что экзамены могут повлиять на моё здоровье (мне после скарлатины поставили диагноз - осложнение на сердце, запретили заниматься физкультурой), добился аттестации без экзаменов и отправил меня в Тетьково. Пока все сдавали экзамены - я поправлял здоровье в доме отдыха. И на выпускной фотографии меня нет . Вместо меня Шевелёва. А среди учителей Цементит-Ледибуритыч, второй трудовик. Он как-то больше был к нам расположен и с ним было меньше конфликов, чем с Первым трудовиком.
Решение не участия моё в экзаменах, было неожиданным. Я сначала принял в штыки. Но все меня убеждали, что лучше потратить силы на вступительныв в ВУЗ. Я уже знал (брат притаскивал из МВТУ газету собственного издания и показывал мне сюжеты в картинках про их студенческую жизнь, которые сыграли роль в выборе специализации) на какой факультет буду подавать документы : Конструкторско-механический, Колёсные машины. Успокоился я после того как учителя мне стали говорить то-же самое. Правда я не помню кто из них был самым убедительным.
Забегая вперёд, с тем документом, который выдали в придачу к диплому - а именно: присвоение мне квалификации слесаря электрика 3-го разряда приёмная комиссия долго не знала что делать. Так он и сгинул где-то.

Двоичное послешколие.

После Тетьково я пришёл в Школу. Экзамены закончились. Шаги глухо отдавались в пустом коридоре. Мне предстояло ещё гллядеть в глаза одноклассникам, которые прошли горнило экзаменов, а я это испытание - не прошёл.
Аттестовали меня по годовым оценкам. Там полно троек. Но самая обидная тройка стоит по астрономии. Моя обида состоит в том что однажды меня вызвала к доске Марьяна Марковна и мне нужно было рассказать про кометы. А я как раз накануне прослушал лекцию в Политехническом Музее где как раз рассказывалось о природе образования комет. Я естественно хотел блеснуть полученнвыми знаниями ( а в то время мы в Политехнический музей ходили как на раброту - посещая дополнительные курсы по математике и физике по школьной программе и в плане образования по курсу от Клуба Космонавтов) и стал излагать современные взгляды на то из чего состоят кометы. Марьяна Марковна прервала меня на полуслове, постсадила на место и поставила двойку. Я сидел остальную часть урока ошарашенный свалившеёся на меня несправедливостью. Но и это прежил. Этот троечный аттестат мне выдали на школьном выпускном вечере в Большом зале, вместе со всеми. В этом же зале был и вечер, котрый усиленно готовила Мать с другими родителями. После вечера были гуляния на Ленинских горах. И я как-то пережил состояние "Белой Вороны". Потому-что надо было втягиваться в подготовку к экзаменам в институт ( а МВТУ в то время расшифровывалось как ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, правда высшее).
Кое-как с эти справился, с помощью всё тех-же одноклассников.
Началось двоичное послешколие. Благодаря школьной реформе состоялось два выпуска в один год, дореформенных 10-ых классов и послереформенных 11 классов. В МВТУ был конкурс на мою специальность около 4-5 человек. Надо было готовиться. Весь год наш квартет, далеко выходя за пределы школьной программы, посещали разные курсы (один из них в Политехническом Музее), решали заумные задачки, штудировали Лансберга. Для написания сочинения надо было не забыть русский. И включили в список втурительных экзаменов ХИМИЮ - ведь шла ещё и химизация всей страны. На всё про всё оставался месяц.
На лето мы перезжали в Назарьево . Там у нас была ведомственная дача. Познакомился рапирисстом Сашкой Шапошниковым и Алешкиным Витькой.
У Алешкина был наверно какой-то разряд по баскетболу, и мы играли больше всего в баскетбол.
Купались в речке Вяземке и катались на лодках. Ловили крошечных окуней.
Приезжал туда Павлов. Он купил кинокамеру и мы снимали, с участием Валерки, криминальный детектив.
. Переехав туда после выпускного я понял, что готовиться здесь не смогу - слишком много соблазнов. И я уехал в Москву, жёстко поставив родителей об этом в известность. Экзамены прошли для меня довольно легко. Я помню что и когда писал сочинение и сдавал физику и математику (и письменно и устно) была какая-то ясность в голове и лёгкость. Проблема у меня была с химией. Мне поставили тройку. Но преподавательница меня успокоила, сказала, что эта оценка не повлияет на основной результат. А там у меня были четвёрки и пятёрки. Мой последний экзамен совпал с Бракосочетанием Брата. Свадьба была в ресторане на ВДНХ "Золотой Колос". После свадьбы все уехали на дачу, а меня, как набравшего необходимое количество баллов и зачисленнового в студенты, занарядили на трудовые работы. Бывших абитурьентов инициировали в студенты отбойными молотками (нас ими снабдили а вот рабочей одеждой - нет и мы в метро возвращались грязными, на этой почве сдружился с Берёзко), которые в Тюфелевой роще долбили фундамент для строявшегося цеха завода ЗИЛ, в настоящее время несуществующего.

Наступило Первое сентября - начались занятия. Я нашёл себя в списках, но по другой специальности - не Колёсные машины а Гусеничные . Пошёл выяснять. Мне стали объяснять, что первые 2 года вы все будете учится вместе "на потоке". А группы оформяться позже. Я не стал возражать не К3 (Колёсные) а К2(Гусеничные). Ладно - там посмотрим. И первое время мы так и занимались - потоком. Но основные мои знакомые по Тюфелевой Роще оказались в другом потоке - Терляков, Берёзко - К1. Чтобы общаться выкраивал время и поводы (встречали какого то правитьеля на Ленинском).
Но поиск по вывешенному, около деканатара, расписанию занятий группы (К2-11 -наша группа) требовал больших усилий, из-за запутанных и длиннющих коридоров старого и связанного с ним нового здания, и заставлял держаться кучками "салаг", чтобы не потеряться и не опоздать на занятия.
Так и появилась троица Я, Смирнов и Ангел, (ударение на последнем слоге) так мы с лёгкой руки Смирнова стали звать Магаданца Серёгу Уйманова. Началась новая жизнь.
SITE: Remarkable life on the island.(Elk Island) //////////////// Email: tolia2315@gmail.com \\\\\\\\\\\Home