Saturn I Called Horizon
В декабре Rocketdyne тестировала двигатель H1 на полную мощность в Канога-парке.

4 октября СССР вывел на орбиту искусственный спутник земли. В США ракетные технологии были сосредоточены в военной облласти и на на основе ФАУ-2 были созданы ракеты Jupiter и Thor. Для восстановления престижа привлекли Вернера фон Брауна из Arsenal Redstone ABMA, который предложил разработать более мощную ракету-носитель Super Jupiter с восемью двигателями H1 тягой 752 т. Двигатель H1 основан на двигателе S3, который уже использовался на ракете-носителе Thor и считается надежным 17 августа 1958 года ARPA объединила проектs, получившиt название Juno 5. Центр в Хантсвилле быстро связался с фирмой Rocketdyne, подразделением North American Aviation NAA, по поводу разработки двигателя H1 в дополнение к двигателю S3D. Первая версия развивала тягу 66 т. Первоначальная программа включала создание единственного экземпляра для статических испытаний.
Проблема заключалась в нестабильности горения
кислорода в очень больших
камерах.
Мы никогда не видели такого
в небольших камерах,
потому что они были ограничены,
и у них не было шансов
воспламениться ступенчато.
PAUL CASTENHOLZ

Концепция Saturn I появилась в двух отчетах ABMA Агентства перспективных исследовательских продуктов в октябре и ноябре 1958 года. Восемь двигателей, полученных от двигателя Rocketdyne S-3D Jupiter, были сгруппированы на хвостовой части в два кольца, так что двигатели во внутреннем кольце были закреплены, а двигатели во внешнем кольце были подвешены. Над хвостовым оперением располагалась группа из девяти баков. Центральный резервуар, что и у ракеты Jupiter, имел восемь резервуаров таких же, как у Redstone, сгруппированных вокруг него. Хотя Saturn I начинался как военный ускоритель, он и люди, которые его создали, в конечном итоге были переданы Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Проблемой разработки S-I были устойчивость и управляемость. Большое расстояние между центром давления и центром тяжести аппарата, которое менялось по мере расхода топлива. Это потребовало усовершенствования систем наведения и управления. Одной из особенно сложных проблем была компенсация выплескивания топлива, а также режимов вибрации и изгиба транспортного средства. Инженеры ABMA использовали аналоговые компьютеры для имитации выплескивания топлива и соответствующим образом изменили законы управления. Saturn I - огромный аппарат, что делает его и склонным к вибрации с той же частотой, что и карданный подвес двигателя, в ответ на определенные режимы полета. Инженерам пришлось изменить законы управления, чтобы компенсировать это, убедившись, что неудачно рассчитанный по времени запуск двигателя не приведет к поломке транспортного средства.
2
1960 Saturn engine cluster mockup and weight test simulator
The first stage was made of some Redstone tanks strapped around
a Jupiter tank as there was no alternative for a larger tank.
Von Braun was given a tight budget and a short deadline.
People called it "clusters last stand"
until they saw that it worked then everyone shut up about it.

В январе 1959 года компания Rocketdyne начала исследования керосинового двигателя RP1 и LOX, развивающего тягу 600 тонн, получившего обозначение F1. 10 января Центр ABMA начал строительство испытательного стенда ракетного двигателя. В феврале Юнона становится Сатурном , чтобы избежать путаницы с ракетой-носителем Juno 1, созданной на базе Юпитера. Сатурн - следующая планета в Солнечной системе после Юпитера, а Сатурн - следующий проект фон Брауна после ракеты-носителя Юпитер. В марте Центр ABMA изучает возможность использования Atlas или Titan 1 в качестве своей верхней ступени. В мае было решено модифицировать Titan 1 в качестве второй ступени и Centaur в качестве третьей. Проект фон Брауна не заинтересовал военных. С большим опозданием НАСА, новое космическое агентство США, решает взять на себя управление проектом "Сатурн", но под руководством фон Браун и его команды из Центра ABMA в Хантсвилле. В конце апреля центр ABMA получил первый двигатель H1 (H-1001) и 28 мая проведены его стендовые испытания. В июле на мысе Канаверал начинаются работы на комплексе 34 со строительством стартового блок-хауса. В ABMA команда фон Брауна завершает сборку последней ракеты Jupiter. Станки будут модифицированы для проекта Saturn.
3
photograph-of-a-saturn-ib-launch-vehicle-being-transported-to-complex

Для того, чтобы достичь какого-то компромисса, в декабре была сформирована группа из НАСА, ВВС, ARPA, ABMA и Управления оборонных исследований и разработок Министерства обороны США, сформированная под эгидой Комитет Сильверстайна . Фон Браун скептически относился к жидкому водороду в качестве топлива для верхней ступени, но Комитет убедил его, что это путь к дальнейшей разработке верхней ступени. После того, как эти изменения были внесены, проект НАСА по созданию ракеты-носителя был полностью свободен от какой-либо зависимости от военных разработок. Эйб Сильверстайн , глава Управления НАСА по развитию космических полетов, представляет отчет команды разработчиков транспортных средств Saturn, в котором рекомендуемые конфигурации сгруппированы по трем категориям А, В и С. Все, кроме предложения C-3, используют восьмимоторную балку H-1 в качестве первой ступени, известную как первая ступень. название S-I.
Saturn C-1B перед стартом 27.10.1961.

1961 год.В январе фон Браун предлагает что ракета С1 будет двухступенчатой. 7 марта команды фон Брауна предлагают поставить 6 двигателей RL 115 вместо 4 LR 119 на S4 Сатурна С2. 17 апреля закончено строительство Динамического испытательного стенд для Saturn C1. 27 мая Вернер фон Браун официально представил «Сатурн С-3», который должен был использовать новую первую ступень с двумя 1-тонными двигателями F-680 тяга каждого. 12 июня в Хантсвилле проходят сертификационные испытания SA 1. После выступления президента Кеннеди НАСА снова меняет свои планы. 23 июня она отказалась от Saturn C2 и сосредоточила свои усилия на концепциях C-3 и Nova. C-3 спроектирован на основе ступени S1B диаметром 10 м с двумя двигателями F-1 тягой 680 т и двумя криогенными верхними ступенями, S2 (четыре двигателя J-2) и S4 (шесть двигателей LR-115). C-3 будет способен выводить на низкую орбиту 48 тонн.
5


Вернер фон Браун объясняет Уэббу и губернатору Алабамы Уоллесу характеристики Сатурн-5
Старты:
SA-1 27 октября 1961
SA-2 25 апреля 1962
SA-3 16 ноября 1962
SA-4 28 марта 1963

Когда Джон Кеннеди стал президентом в январе 1961 года, многие американцы считали, что США проиграла космическую гонку СССР, который запустил первый искусственный спутник четырьмя годами ранее. Ситуация усугубилась 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, опередив американца Алана Шепарда, который спустя 23 дня совершил суборбитальный полёт. Кеннеди считал, что в этом случае США должны сделать шаг, который продемонстрирует их превосходство в космосе. Программа требовала расширения исследовательской группы НАСА и по этой причине был построен Космический центр в Хьюстоне. Президент Джон Ф. Кеннеди определил запуск Saturn I SA-5 как точку, в которой США превзойдут Советы, после отставания со времен Спутника.
Saturn_I_(SA-3)_Launch

Проект «Хайуотер» (англ. Highwater «Большая вода») — эксперимент по распылению воды в ионосфере, проведённый НАСА в 1962 году во время испытаний ракеты-носителя «Сатурн-1». Эксперимент, известный под именем «Проект Хайуотер», проводился дважды: «Хайуотер-1» — 25 апреля 1962 года при запуске SA-2. «Хайуотер-2» — 16 ноября 1962 года при запуске SA-3. Сам эксперимент заключался в следующем. После отработки первой ступени ракеты-носителя «Сатурн-1», в точке апогея (на высотах 105 и 165 километров), заполненная водяным балластом вторая ступень была намеренно взорвана. Это должно было позволить учёным исследовать поведение ионосферы Земли при внезапном выбросе большого объёма воды (около 90 тонн в каждом запуске), природу образования облаков и поведение льда в высотных слоях атмосферы. Причиной появления проекта «Хайуотер» на свет официально называлось желание НАСА узнать больше о диффузии топлива в случае подрыва ракеты на большой высоте. Однако, по большому счёту, эксперимент был импровизацией, ответом на критические замечания по поводу бесцельности запусков ракет «Сатурн-1» и их бесполезности для науки. Оба раза все работы прошли штатно, взрывы были произведены на предполагаемых высотах. После взрыва образовывалось массивное облако ледяных частиц размером в несколько километров в диаметре и были зафиксированы нарушения связи как при вспышке молний, однако плохая телеметрия сделала результаты сомнительными.
7

Роберт Р. Гилрут с 1937 по 1958 работал в Национальном консультативном комитете по аэронавтике и затем в НАСА до 1973 г.
В 1961 году, когда президент Джон Ф. Кеннеди объявил, что Америка отправит человека на Луну, Гилрут не был уверен, что такая цель может быть достигнута. Он сыграл важную роль в создании программы «Джемини».
Президенту Кеннеди требовалось собственное доверенное лицо в НАСА, чтобы контролировать фон Брауна, и он назначил юриста Уэбба администратором. Уэбб проявил себя как опытный чиновник, четко разделив в каких вопросах он разбирается, а в каких нет. С точки зрения технологии Уэбб прекрасно понимал, что не в состоянии контролировать Вернера фон Брауна. Поэтому Уэбб назначил начальником программы Джорджа Мюллера с большим опытом работы в аэрокосмической индустрии. Осенью 1963 года Уэбб работал с помощником администратора Робертом Симансом над реструктуризацией НАСА, переместив три ключевых центра (Центр пилотируемых космических кораблей (MSC), Центр космических полетов имени Маршалла (MSFC) и Центр управления запуском (LOC)) в подчинение непосредственно Мюллеру, а также местный персонал в штаб-квартире. Мюллер согласился на эту работу и пошел на существенное сокращение зарплаты. В ноябре 1963 года было объявлено о реорганизации НАСА и Управления пилотируемых космических полётов (OMSF). 16 ноября 1963 г. в самом узком кругу было проведено решающее совещание по проблемам программы «Аполлон» с участием президента Джона Кеннеди, не прошло и недели, как Кеннеди был убит.
Запуск ракеты-носителя Block II Saturn I

SA-5 ознаменовал собой первый полет варианта Block II ракеты «Сатурн-6». Впервые будет выведена на орбиту вторая ступень — 5-двигательный водородный двигатель S-IV. Никакой фактической полезной нагрузки на SA-5 не было, опять же, носовой обтекатель «Юпитера» был установлен вместо третьей ступени или космического корабля «Аполлон», но двухступенчатый «Сатурн» был достаточно мощным, чтобы вращаться вокруг всей ступени S-IV. SA-27 также был первым полетом, в котором над S-IV был установлен приборный блок, обеспечивающий наведение и управление ракетой во время подъема. Он также был первым «Сатурном», который имел характерные для семейства хвостовые плавники, помогающие обеспечить курсовую устойчивость. Первая попытка запуска была предпринята 1964 января 1 года, но была отменена из-за проблем с загрузкой окислителя в ступень С-29. Через два дня все пошло более гладко со второй попытки, и 5 января SA-<> взлетел и направился вниз, выведя S-IV на эллиптическую орбиту, но, что более важно, выведя пусковые возможности НАСА за пределы советских возможностей и расчистив путь для начала испытаний оборудования «Аполлона».После того, как версия ракеты Block II была успешно испытана, пришло время переключить внимание на полезную нагрузку ракеты, и шестой испытательный полет, получивший обозначение AS-101, нес шаблонную капсулу «Аполлон» в комплекте с системой аварийного спасения для проверки аэродинамических характеристик всего стека. Миссия стартовала 28 мая 1964 года и успешно вывела космический аппарат на орбиту. Во время первоначального подъема у первой ступени S-1 отказал двигатель — единственный отказ H-1 в программе, но, как было доказано во время полета SA-4, «Сатурн-7» смог компенсировать это, продлив горение оставшихся 102 двигателей. AS-18, седьмое испытание «Сатурна-<>», последовало <> сентября, снова успешно выведено на орбиту космического корабля «Аполлон»
9
1965

Сатурн-1 SA-9 16 февраля 1965 г.
Сатурн-1 SA-8 25 мая 1965 г.
Сатурн-1 SA-10 30 июля 1965 г.
В начале июля НАСА решило адаптировать LC 37 для Saturn 1B. 30-го числа последний Saturn 1 sa10 покинул мыс Канаверал и вывел на орбиту третий и последний спутник Pegasus 9 апреля 1965 года заместитель администратора НАСА по пилотируемым космическим полетам Джордж Э. Мюллер объявил об изменении основного управления полетом с пилотируемых космических миссий со станции ВВС на мысе Кеннеди во Флориде на новый Центр управления полетами в Центре пилотируемых космических кораблей (MSC) в Хьюстоне.
SOUTHEAST_ELEVATION_OF_STATIC_TEST_TOWER.

Было построено двенадцать Saturn IBs, но запущено только девять; остальные находятся в музеях или на выставках. Saturn IB SA-201 впервые совершил полет 26 февраля 1966 года. Это был первый старт ракеты-носителя «Сатурн-1B» и первый полет командно-служебного модуля версии Block I — CSM-009. Несмотря на успех — CSM-009 приводнился в океане через 37 минут после запуска, как и было задумано — во время полета обнаружились некоторые проблемы: двигатель служебного модуля штатно работал только в течение 80 секунд, затем работа была прервана из-за попадания гелия в камеру сгорания. Гелий применялся лишь для герметизации топливных баков, но его не должно было быть в камере сгорания; из-за плохой проводки в электрической схеме командного модуля произошел сбой, что повлияло на его управляемость, а на этапе спуска в результате короткого замыкания стерлись записи показаний датчиков. Проблемы решили быстро, и новый беспилотный испытательный полет «AS-202» в августе 1966 года показал, что ракета «Сатурн-1B» и командно-служебный модуль корабля «Аполлон» в варианте Block I готовы к доставке астронавтов на низкую околоземную орбиту и безопасному возвращению. Месяцем ранее NASA провело испытание лишь одной ракеты «Сатурн-1B» без каких-либо модулей на борту. Старт получил название «AS-203». Целью полета было исследовать в невесомости поведение горючего во второй ступени S-IVB-200 — жидкого водорода.
https://thealphacentauri.net/47420-apollon-1-missiya-kotoraya-ne-sostoyalas/
https://www.nasa.gov/feature/55-years-ago-three-months-until-apollo-1
11
Запуск «Аполлона-7» в октябре 1968 года

запуск «Сатурн-1В» станет SA-205 считается первым пилотируемый полет в рамках программы «Аполлон» и полное орбитальное испытание переработанного и значительно улучшенного Block II CSM. Миссия стартовала 11 октября 1968 года, отправив астронавтов Ширру, Эйзеле и Каннингема в их 10-дневный испытательный полет на 163 витка. «Аполлон-7» удостоил Ширру уникальной чести стать единственным астронавтом, совершившим полет на «Меркурии», «Джемини» и «Аполлоне» – титул, который, несомненно, достался бы Гриссому, если бы не вмешалась судьба. И снова «Сатурн-1В» показал себя безупречно, но теперь меньший из семейства «Сатурн» вышел из центра внимания, поскольку менеджеры НАСА приняли смелое решение отправить «Аполлон-8» на лунную орбиту на борту «Сатурна-V» в декабре 1968 года. Больше не было полетов «Сатурна-1B» в поддержку высадки «Аполлона» на Луну, но, несмотря на длительный перерыв, история этой ракеты не закончилась. "Но широкой публике не было известно, что астронавты Аполлона-7 играли с огнем с самого момента его взлета со стартовой площадки. Пока СМИ отмечали, что Америка теперь хотя бы включилась в космическую гонку, NASA втихаря составило список из более пятидесяти неисправностей, имевших место во время этого запуска. Наиболее зловещие включали в себя постоянные сбои систем навигации и управления, необъяснимые скачки орбитальной скорости, девятиминутный обрыв связи и потерю биометрических данных астронавтов за 3 дня" (13, с. 96).Ralph Rene