МАЗ 543, оборудованный пенетрометром СТ-14 во премя исследования прочности дорожного полотна
CT14 stampe 34 Color
CT14 stampe 34 VIA UNIT
CT14 stampe 34
Получилось так, что на первом этапе работ по теме «Взаимодействие»
( имелось в виду взаимодействие многосного шасси с местностью)
Сигин- наш главный грунтовед
(на фото крайний справа)
– не приехал к самому началу и весь объем грунтовых исследований лег на меня .
Я никогда этим не занимался. Пришлось углубиться в изучение теории.
А практика началась прямо с колес. Я определял влажность и удельный вес и консистенцию грунта, используя оборудование, которое получил от Сигина.
Когда он приехал, у меня критически.
Мы немного поконфликтовали. Но с этого момента и началась наша АкунаМататовская дружба.
Мы проводили вечные споры о том как надо проводить испытания грунтов-речь шла о получении механических-прочностных характеристик грунта.
Сигин привез с собой РПК – ручной пенетрометр кинетический.
Это вид ударника ДОРНИИ , но с более длинной частью внедрения -60 см и большим весом падающего груза.
Механические характеристики измерялись пенетрометром СТ-14. Это был штатный прибор, использовавшийся в войсках. Он ставился на УРАЛ-375.
Мы попросили заводчан (первые испытания проводились на полигоне МАЗ «Утес») и они изготовили приспособление, с помощью которого прикрепили на фронтовую часть МАЗа 543.
Споры начались и поводу размера штампа-индентора. Штатный размер -5 см.
Я же считал что диаметр штампа должен быть значительно больше.
К нашим спорам присоединился и Горохов (сидит на нижнем фото) ,
который делал в ВИА им Куйбышева диссертацию под руководством Полякова Игоря Семеновича
(на фото рядом с Сигиным, я отношусь к нему с очень большим уважением).
В методичках ВИА ( их Поляков и разрабатывал) основной упор делался на штампы диаметром 34 см.
Наши споры продолжались бесконечно, но в них рождались компромиссные решения, а именно:
1. Мы стали использовать штамп 15 см, задавливая его на 60см глубину.
2. В дополнение к основным испытаниям ввели многократные штамповые испытания.
3. Характеристики, полученные Сигинским РПК, также присовокупляли к основным исследованиям.
4. Поняли, что надо дополнить измерения сдвиговыми испытаниями каждого слоя. (У нас был другая концепция конструкции. Отражена в АС 1461819, но изготовить ее не успели.)
AC 1461819 TITUL
AC 1461819
AC 1668942 TITUL
Penetrometer
Для чего к следующим испытаниям (я разрабатывал конструкцию и чертежи) изготовили штамп оборудованный
встроенными крыльчатками .
Необходимо сказать, что все работы по измерению грунтовых характеристик, очень трудоемкие.
Никаких подсобных рабочих у нас не было. Все делали мы сами.
С СТ-14 больше всего возился я и отметил? что трудоемкость работы с ним можно значительно уменьшить, изменив расстояние между отверстиями в штанге (не буду вдаваться в подробности).
Как я уже говорил, к весеннему этапу испытаний начали готовиться заранее, пробивали изготовление штампа с крыльчатками,
но эту работу поддавливали Поляков с Гороховым и это прошло значительно легче.
А со сверлением отверстий в штанге с другим шагом было все значительно труднее.
Заинтересованность в изменении конструкции выражал, получалось, только я.
Но с огромным трудом мне удалось пробить эту работу.
Пришлось еще доказывать, что увеличение количества отверстий не скажется на прочности штанги. Провел расчеты-доказал.
( Разговоры про замену ручного насоса гидромотором с автоматической записью характеристик давления и глубины внедрения велись, но фактически была запрещена разработка этого направления.)
Провели "Взаимодействие 1", собирая комиссию весной осенью а иногда и летом, затем "Взаимодействие 2", "Взимодействие 3", "Сравнение".
В Краснармейске начались исследования с использованием мобильной лаборатории на базе МАЗ 543, которую оснащали оборудованием для полевых исследований.
И тут грянула ПЕРЕСТРОЙКА.
Надобность в работе комиссии отпала.
Я ушел из МИТа в НАТИ, потом в МГТУ продолжая свою тему на основе огромного массива полученных данных.
В НАТИ и МГТУ имелись грунтовые каналы.Это позволило дополнить имеющиеся данные.
Разработал программу расчетарасчета, написал статью .Сделал своеобразную карту проходимости грунтов .
Шло время. Я узнавал что происходит в РОДНОМ МИТЕ из СМИ.
И однажды мне Старший Сын передал, прочитанный им журнал.
(Я перестал покупать газеты и журналы давным давно. А до того читал и выписывал я практически все, что касается техники. Особенно мне нравился журнал АрмиРундшау.)
И в нем я увидал МИОБ, машину - которой нам так недоставало. И пенетрометр с автоматической гидросистемой задавливания штампа.
Vehicle 15M69
Engineering Support Machine
ZondUnitST-14
Penetrometer
SITE: Remarkable life on the island.(Elk Island) //////////////// Email: tolia2315@gmail.com \\\\\\\\\\\Home