В начало

История

Хрущёв в Индонезии
Хрущёв в Индонезии
С середины 50-х годов президент Сукарно во все большей степени склонялся к сближению с Советским Союзом. Поэтому когда встал вопрос о модернизации индонезийских вооруженных сил страны «запада», опасаясь левых взглядов президента, отказали в поставках вооружений. Этим они подтолкнули индонезийцев к дальнейшему сближению с социалистическими странами. В начале 1957г. американские разведывательные самолеты обнаружили строительство большого военного аэродрома в Натуна Бесар (север Борнео). По полученным данным этот аэродром предполагалось использовать для базирования советской авиации. С целью ликвидации советского присутствия в Индонезии американцы стали поддерживать повстанцев, которых в Индонезии было достаточно. 15 февраля 1958г. лидеры повстанцев провозгласили о создании на Суматре независимого государ ства. У повстанцев имелись даже небольшие ВВС - около 50 самолетов различных типов. Пилотировали их пилоты из США, Тайваня и Филиппин, заключившие контракты с ЦРУ. 18 мая один из них был сбит и попал в плен. Летчика предъявили журналистам как зримое доказательство деятельности ЦРУ. Этот факт послужил Сукарно мощным рычагом воздействия на СССР с целью получения современного вооружения. Уже в 1958г. Сукарно заключил контракт на поставку 60 советских истребителей МиГ-17 и учебно-тренировочных МиГ-15УТИ, 30-40 бомбардировщиков Ил-28 и нескольких транспортных самолетов Ил-14. Тогда же восемь летчиков отправились в Египет, где начали обучение полетам на реактивных самолетах под руководством чехословацких инструкторов. Китайцы предоставили индонезийцам небольшое количество поршневых бомбардировщиков Ту-2 и истребителей Ла-9. Эти, хотя и устаревшие, машины вполне годились для борьбы с повстанцами и перехвата снабжавших их транспортных самолетов. Во Владивостоке весной 1959г. две средние подводне лодки С-79 и С-91 (послевоенного проекта 613), прошедшие средний ремонт (на лодках вновь установили демонтированное в 1956г. артиллерийское вооружение, малошумные гребные винты заменили на обычные, так же было заменено некоторое новейшее оборудование), готовились к передаче Индонезии. С лодками занимались уже довольно давно, поэтому они выглядели «с иголочки» (блестело все, что только могло блестеть). Наверно поэтому (или из-за затрат на ремонт) они получили название - «золотые рыбки». В мае 1959г. началась активная подготовка к передаче их Индонезии. Операция готовилась в строгой тайне. 8 августа лодки С-79 и С-91 под командованием капитана 2 ранга В.Сусоева и капитана 3 ранга Ф.Воловика (с индонезийскими командирами лодок и некоторых боевых частей на борту) отошли от причала и взяли курс на Индонезию. Переход лодок закончился 25 августа на главной базе Военно Морских Сил (ВМС) Индонезии - Сурабаю (о.Ява). В сентябре 1959г. лодки после соответствующей подготовки индонезийских экипажей были переданы флоту Индонезии и советские моряки вернулись домой.
Опыт первых тропических походов показал абсолютную неприспособленность наших лодок к эксплуатации в тропических широтах. На лодках отсутствовали стационарные места отдыха для команды, не было холодильных установок, душевых кабин и кондиционеров. В отсеках температура не опускалась ниже 45-50 град., а при остановке вен тиляции на погружении достигала 55-60 град. Окрашенные стены и переборки отсеков, раскаленная аппаратура и механизмы выделяли мириады частиц окиси свинца, сульфида цинка и других компонентов краски, которые попадали в дыхательные пути и оседали на коже. Перегрев организма, вдыхание вредных примесей и паров приводили к снижению кровяного давления, отекам нижних конечностей, тепловым ударам с судорогами и глубокому обморочному состоянию. Высокая влажность приводила к низкой изоляции электрооборудования, коротким замыканиям, воспламенениям аппаратуры и выходу её из строя. По свидетельству очевидцев индонезийские моряки без энтузиазма воспринял появление наших лодок. Многие офицеры индонезийских ВМС высказывались в том плане что «если Сукарно купил эти лодки, то пусть сам на них и плавает». Индонезии передавались и надводные корабли. В 1958—1959гг. из соображений «секретности» корабли поставлялись от имени Польши и шли из Севастополя и Владивостока под польскими флагами. Моряки шутили что это придумано для экономии - флаги Польши и Индонезии представляют собой двуцветное полотнище с равновеликими горизонтальными белыми и красными полосами у Польши и красно-белыми у Индонезии (достаточно было перевернуть полотнище чтобы сменить принадлежность судна). Бригада кораблей Балтфлота, на которых проходили обучение индонезийские военные также находилась в Польше (Гдыня), а не в СССР. Еще в 1957г. президент Сукарно объявил о том, что Индонезия является правопреемницей всех голландских колоний в этом регионе. Индонезийцы постоянно демонстрировали свою готовность силой присоединить оставшуюся под контролем Голландии часть о.Новая Гвинея. Во время визита в Индонезию Н.Хрущева в феврале 1960г. было подпи

Хрущев и Сукарно


сано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого воо ружения. Самым дорогостоящим приобретением стал крейсер «Орджоникидзе», переименованный в «Ириан» (в 1965г. когда к власти в Индонезии пришел генерал Сухарто он был превращен в плавучую тюрьму, а в 1972г. был разобран на металлолом). С конца 1960г. правительство Сукарно начало (используя рыбацкие суденышки), заброску на остров индонезийских солдат, чтобы они подняли местное население против голландцев. Первые индонезийские парашютисты (добровольцы, как они именовались индонезийской пропагандой) были заброшены на Западный Ириан 18 сентября 1961г. Они были плохо подготовлены и большая их часть была перебита, а оставшиеся попали в плен. В 1961г. Индонезия начала получать бомбардировщики Ту-16КС, вооруженные противокорабельными крылатыми ракетами КС-1. Всего до конца 1962г. было поставлено 25 таких бомбардировщиков. Из зарубежных стран кроме Индонезии только Египет имел на вооружении Ту-16КС. Из СССР также поставлялись истребители МиГ-19Ф. незначительно отличался от серийного МиГ-19С (в 1970г. они были проданы Пакистану) и МиГ-21Ф-13, транспортные Ан-12, вертолеты Ми-4 и Ми-6. Всего Советский Союз поставил Индонезии вооружений и боевой техники на сумму более 1 млрд.долл. США (в ценах того времени). Флот получил около 100 боевых и вспомогательных кораблей и судов в т.ч. крейсер «Орджоникидзе», 6 эсминцев, 4 сторожевых корабля, 12 подлодок, 12 ракетных и 12 торпедных катеров, 10 базовых тральщиков. Морская пехота получила 100 плавающих тан ков, артиллерию, несколько дивизионов ракет ПВО, стрелковое оружие, боеприпасы и оснащение двух дивизий морской пехоты. Эти поставки укрепили военный потенциал Индонезии и стимулировали ее попытки оказать давление на Голландию. ВВС Индонезии к этому времени уже были гораздо более мощными, чем голландские и имели более современное вооружение. Однако индонезийские войска не имели серьезного опыта боевых действий, а Голландия располагала силами, достаточными чтобы противостоять Джакарте. К лету 1962г. на Ириане были сосредоточены два фрегата, противолодочный корабль, три корабля для перевозки танков, семь десантных кораблей. В состав ВМС также входилf эскадрилья патрульных самолетов «Нептун», три роты морской пехоты. Сухопутные войска располагали одним батальоном, ВВС - эскадрильей из 12 «Хантеров». Кроме того, Голландия, как член НАТО, расчитывала на поддержку союзников. Однако существует мнение что США и Британия не стали бы поддерживать Голландию опасаясь конфронтации с Москвой, с которой предстояло заключить Договор о запрещении ядерных испытаний.
В конце 1961г. Индонезия в ООН потребовала безоговорочного присоединения Западного Ириана. 13 декабря 1961г. президент Сукарно отдал приказ вооруженным силам быть готовыми к военным действиям по освобождение Западного Ириана и одновременно выступил с обращением к населению, известным как «Трикора». Принятию такого решения во многом способствовала уверенность в поддержке Советского Союза. В январе 1962г., несмотря на согласие правительства Голландии провести с Джакартой переговоры без предварительных условий, начались боевые действия. 15 января к берегам Новой Гвинеи отправились три торпедных катера с десантниками на борту. В 25 милях от побережья Ириана катера были обнаружены голландским патрульным самолетом. Два катера сразу повернули домой сразу, а третий (с замначальника штаба ВМС на борту) открыл огонь по самолету противника. Это было роковой ошибкой поскольку подошедшие вскоре гол- ландские корабли тут же его потопили. В результате высадка не состоялась. В другом варианте изложения тех же событий (очевидно индонезийском) говорится, что 17 января в 25 милях от побережья Западного Ириана голландский эсминец и фрегат «неожиданно атаковали патрулировавшее в этом районе» индонезийские торпедные катера, один из которых был потоплен. В мае (между 2-м и 4-м числами) возобновилась выброска парашютистов. К середине мая на Ириане действовало до 400 человек, а к концу месяца их число удвоилось. 21 мая ими был захвачен г. Теминабуан и аэродром Гаджем. Индонезийцы заняли весь полуостров Онин. 31 мая индонезийцы овалдели г.Суасапорт. В конце июня наряду с парашютистами начали сбрасывать легкую артиллерию и джипы. Голландцам даже пришлось перебросить дополнительные контингенты морпехов. И все же боевые действия на Западном Ириане носили весьма ограниченный характер, Советский Союз, всемерно поддерживавший правительство Сукарно на внешнеполитической арене и выступавший за невмешательство в конфликт, на деле не только постав- лял оружие. Но и пошел на прямое участие в назревавшем вооруженном конфликте. Летом 1962г. еще 4 советских лодки проекта 613 пришли в порт Сурабайя. До конца года они ходили под индонезийскими флагами, но с советскими экипажами, осуществляя обучение индонезийских моряков. В августе 1962г. по меньшей мере две из них, С-292 капитана 2 ранга Г.Торгонина и С-236 капитана 2 ранга Ю.Дворникова, выполняли приказ Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала С.Горшкова: «…к исходу 01 августа занять район с координатами …. В целях восприпятствования вывозу (эвакуации) грузов и оборудования с указанной территории с 00ч.00м. 5 августа уничтожать боевые корабли и суда, следующие через район, под любым флагом... Возвращение по особому указанию. О результатах боевого соприкосновения доложить по возвращении». Командующий 7-м флотом США заявлял, что в случае военного конфликта между Индонезией и Голландией американские ВМС вступят в действие. В том же районе находилась британская эскадра. До войны оставалось чуть-чуть. Лишь за несколько часов до назначенного времени советским подводникам был дан отбой и получен приказ вернуться на базу. Голландия согласилась передать Индонезии западную половину о.Новая Гвинея. Бесспорно, что присутствие советских подводных лодок в немалой степени способствовало принятию такого решения. 18 августа, при посредничестве ООН было подписано соглашение о прекращении огня. С октября 1962 по апрель 1963г. здесь располагался пакистанский контингент войск ООН, обеспечивающий передачу власти от голландской колониальной адми нистрации индонезийцам. В мае 1963г. контроль над Западным Ирианом был передан Индонезии. Однако местное население в большинстве своем не приняло новую власть и начало партизанскую войну (продолжающуюся и сейчас). В 1965г. была создана организа- ция «Движение Свободное Папуа»). С 14 июля по 2 августа 1969г. индонезийскими властями был проведен «референдум», на котором вместо всего населения, решение было при- нято 1025 специально выбранными делегатами к тому же среди пяти вариантов ответа не было отрицательного). Так в августе 1969г. Западный Ириан стал частью Индонезии.
В Индонезии были не только экипажи советских боевых судов но и подразделения ВВС, выплонявшие задачу обучения персонала индонезийских ВВС и передачи материальной части. Вот что вспоминает вспоминает К.Дмитриев, в 1962г. инженер по вооружению 831-го истребительного полка (базировавшегося на границе с Турцией). В одно из воскрсений был собран весь руководящий состав полка. «Представитель Генерального штаба сообщил нам: «По решению правительства ваш полк будет выполнять задачу в одной из горячих точек Земли. У вас есть два-три дня, за это время нужно составить список тех, кто пойдет на выполнение боевой задачи. Прежде всего, в него должны войти коммунисты и комсомольцы». Чуть позже нас вызвали в Генеральный штаб в Москву на ин структаж, который проводил генерал-лейтенант Семенов. Правда, он и тогда не сказал нам, куда нас отправляют. Инструктаж был весьма необычным: генерал рассказывал о традициях и обычаях различных народов. Через некоторое время …на самолете Ил-18 мы полетели в Ташкент.» Далее летели через Нью-Дели (Индия), Рангун (Бирма), не зная конечного пункта назначения. «… после взлета (из Рангуна) правый пилот вызвал командира и меня к себе в отсек и вручил нам конверт. В нем сообщалось: боевую задачу будете выполнять в Индонезии. В Джакарте нас встретили представители штаба группы войск в Индонезии. К этому моменту рабочая бригада Одесского ремонтного завода доставила туда 20 самолетов МиГ-19С.» Подобную задачу выполнял и личный состав 2-ой эскадрильи 32-го гвардейского авиационного истребительного полка (аэродром Кубинка), направленный в Индонезию в июле 1962г. Если бы боевых действий не удалось избежать возможно и они приняли в них активное участие как и советские подводники. По неофициальным данным (среди подводники в то время ходили такие слухи) примерно за сутки до названного в приказе Горшкова срока самолет с индонезийскими опознавательными знаками, но с советским экипажем, уничтожил радиолокационную станцию, прикрывавшую подходы с городу Маноквари, но с задания не вернулся.
Хотя боевых действий удалось избежать, без потерь личного состава не обошлось. Первой жертвой стал техник по обслуживанию МИГ-21 старший лейтенант М.Гранков (из Кубинки). Он ехал в кузове ГАЗ-69, откинув голову на брезентовый тент. Встречная машина, прошедшая впритирку, зацепила только это «выдающееся» место. Пилот-инструктор ТУ-16 майор О.Борисенко разбился при посадке самолета. В октябре 1962г. на подводных лодках С-236 и С-292 вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Благодаря принятым экстренным мерам ее удалось локализовать. При разбирательстве выяснилось что за неделю до этого старший матрос М. Кузнецов ушел с двумя дружками в самоволку. В городе он купил у уличного торговца два пирожка и съел их. На обратном пути, будучи слегка навеселе, при переходе канавы он оступился и упал в воду. Состояние его ухудшалось с каждым днем, было принято решение об операции. Вскрытие брюшной полости выявило перитонит (воспаление брюшины) с очагами перфорации кишечника. Спасти его не удалось. Тело Кузнецова кремировали, урну с прахом отправили на родину. Остальные заболевшие пошли на поправку, и через месяц все были в строю. По воспоминаниям Дмитриева в Джакарте при различных обстоятельствах было убито четверо советских военнослужащих. По официальным данным за два года было «потеряно» шесть человек, тогда как группа советских военных специалистов насчитывала несколько тысяч.
Объединительные планы Джакарты с присоединением Западного Ириана не были исчерпаны, поскольку почти сразу возник территориальный спор с Малайзией по поводу двух британских колоний на острове Борнео (большая часть которого принадлежала Индонезии) – Саравака и Сабаха. Федерация Малайзия была провозглашена в сентябре 1963г. в нее вошли территории прежней Малайской Федерации на материке и эти две бывшие британские колонии. Еще до официального провозглашения Федерации на территорию Саравака и Сабаха стали совершать рейды индонезийские «добровольцы». В обстановке военной конфронтации Индонезия разорвала дипотношения с Британией, ее граждане были высланы, а их собственность национализирована. В августе 1964г. на Борнео были направлены индонезийские войска, и конфликт перешел в открытую стадию. США и Британия поддержали Малайзию и стали оказывать ей помощь. На стороне Малайзии выступили британские и австралийские войска. СССР продолжал поставлять Индонезии вооружения и блокировал в Совете безопасности ООН все попытки провести резолюции с осуждением действий Джакарты. Наибольшую активность проявлял Китай, заявивший, что окажет Индонезии помощь в случае ее конфликта с Британией или США. Первая половина 60-х годов была пиком влияния Китая в регионе, когда он работал над формированием регионального блока под своим руководством в составе КНР, Индонезии, ДРВ и КНДР. В 1965г. этот план был разрушен неудачной попыткой индонезийских коммунистов совершить государственный переворот. Влияние Компартии Индонезии с стране было сильным еще с 50-х годов. По требованию левых в стране были запрещены антикоммунистические и исламские партии. Компартия полулегально формировала боевые группы, которые предполагалось снабдить оружием из КНР. Коммунисты требовали признать их военные формирования. Серьезной антикоммунистической силой в стране был только генералитет. Против него и был направлен организованный компартией путч 30 сентября 1965г., спровоцированный ложным слухом о смерти президента Сукарно. Коммнисты попытались одним ударом уничтожить все руководство вооруженными силами, но это удалось лишь частично - генерал Сухарто (один из высокопоставленных индонезийских военных) сумел быстро организовать сопротивление и, опираясь на поддержку националистических, антикитайски настроенных слоев общества, недовольных коммунистами, подавил мятеж. Последовал террор против компартии, в стране была установлена диктатура. Новое правительство разорвало дипломатические отношения с КНР. Президент Сукарно был помещен под домашний арест, формально оставаясь на своем посту до марта 1968г. (он умер в 1970г. в возрасте 68 лет) когда президентом Индонезии стал Сухарто. Экономические связи со странами социалистического лагеря постепенно сошли на нет, прекратились поставки запасных частей к технике советского производства. К августу 1968г. ситуация стала критической и в 1970г. главком ВВС Индонезии заявил, что только 15-20% всего парка ВВС способны подняться в воздух. В итоге индонезийские МиГи летали в последний раз на параде в Джакарте в 1970г. Относительно новые МиГ-19 продали Пакистану. К октябрю 1970г. только один Ту-16 мог подняться в небо, но скоро и у него в полете остановился двигатель. ВВС Индонезии постепенно превратились из самых могущественных в регионе сил в самые небоеспособные.
После падения режима Франко на территории бывшей португальской колонии Восточный Тимор началась (в августе 1975г.) гражданская война между сторнниками независимости и сторонниками присоединения к Индонезии. 28 ноября после нескольких месяцев напряженных боев была провозглашена независимая республика Восточный Тимор. Это не устраивало индонезийцев и уже 7 декабря индонезийские войска с территории западного Тимора начали вторжение: морская пехота высадилась около столицы, одновременно 1000 парашютистов высадилась с транспортных самолетов. Высадку прикрывали старенькие P-51 «Мустанг» (советские МиГи уже не поднимались в воздух). Оружие для Индонезии поставляли уже США. Сопротивление сторонников независимости было весьма сильным и 25-го декабря индонезийцы были вынуждены повторить свою операцию на этотраз столица взята. В мае 1976г. провинция вошла в состав Индонезии. Однако столкновения продол- жались, и в 2002г. Восточный Тимор вышел из состава Индонезии. Сейчас Индонезия занимает 17508 островов расположенных между Индийским и Тихим океаном. Протяжённость страны с запада на восток - 5120 км. с севера на юг 1888 км. Индонезия принадлежат Большие Зондские острова — Калимантан, Суматра, Сулавеси, Ява, Малые Зондские острова, Молуккские острова, западная половина о. Новая Гвинея с прилегающими островами.
Сейчас военно-техническое сотрудничество России и Индонезии обретает «второе дыхание». В 2003г. Индонезия купила два истребителя Су-27СК, два Су-30МК2, два транспортно-боевых вертолета Ми-35П, шесть Ми-172, 32 БТР-80А, крупную партию автоматов Калашникова. На что получила кредит на 1 млрд. долларов на 10 лет. В 2007 г. Индонезия закупила еще шесть самолетов - три Су-27СКМ и Су-30МК2.
С возобновлением сотрудничества возобновились и потери среди российского технического персонала. В сентябре 2010г. трое россиян, которые оказывали помощь индонезийцам в освоении купленных истребителей (на базе ВВС в г.Макассар, провинция Южный Сулавеси) скончались при неясных обстоятельствах, еще двое оказались в больнице. Согласно предварительному диагнозу индонезийских врачей, инженеры умерли от сердечного приступа. «Все трое страдали одышкой, испытывали перед смертью тошноту и головокружение", - говорилось в медицинском заключении. Позднее появилась версия, что россияне могли погибнуть из-за отравления спиртными напитками. Местная полиция заявила что в номерах умерших нашли пустые бутылки из-под водки. То, что инженеры незадолго до смерти употребляли алкоголь, подтвердил и их переводчик. В полиции также утверждают, что водку россияне привезли с собой с родины. По словам же командующего авиабазой в комнатах, где проживали инженеры, следов алкоголя не обнаружено и алкогольные напитки россияне употребляли за пределами базы. Такие вот нестыковки. В посольстве РФ в Джакарте сначала версию с отравлением вообще отвергли. И все же согласно официальному заключению причиной смерти россиян, стало отравление метанолом. Похоже и индонезийская и российская стороны заинтересованы в том чтобы побыстрее замять это происшествие. И причина очевидно в деньгах - не хотят терять наши доброго сотрудничества с индонезийцами из-за каких-то там инженеров. Министр обороны Индонезии уже выразил уверенность в том, что смерть россиян не отразится на военнотехническом сотрудничестве двух стран. 30 сентября 2010г. он выступил с заявлением о планах закупки для ВВС страны в течение следующих 15 лет до 180 истребителей «Су». ». Кроме этого, до 2024г. Индонезия планирует закупить в России 12 неядерных подводных лодок проектов 636 «Варшавянка» и 677 «Лада».
SITE: Remarkable life on the island.(Elk Island) //////////////// Email: tolia2315@gmail.com \\\\\\\\\\\Home