Аналог шасси под пусковую "Целины"


Борис Шапошник

В 1980 году испытаний не было, хотя я проторчал на полигоне целый месяц весной. Ходил на все планерки – продавливать нужные решения. Полигон жутко сопротивлялся и я завяз, как муха в паутине. Вернулся в отдел, а результата нет. Очень психовал по этому поводу и ругался с Мосиным. Он в то время стал подминать под себя все.

В это же время началась подготовка по теме «Целина» и руководство искало аналог шасси под пусковую установку для этого комплекса.

Информацией по транспорту у меня было достаточно, и я предложил скрепер ДЗ-67 с нагрузкой на ось 28 тонн, со всеми ведущими осями. Я доказывал, что шины у этого скрепера предназначены для движения по деформируемому грунту а не как у карьерного самосвала - по твердым породам.

Надо было найти образец, пригодный для испытаний. Один был в Качарах на горно-обогатительном комбинате. Полетел туда. Там был ДЗ-67 с эектротрансмиссией, но не в рабочем состоянии.

Рассказал об этом Виноградову – тот говорит: «Нет, нам нужна машина на ходу». Взял меня с собой в Минск. Я съездил ДОРНИИ, где был рабочий образец скрепера ДЗ-107 с японской коробкой. Дормашевцы сказали, что, да машина рабочая, но мы вам ее не дадим. Доложил об этом Виноградову, прямо на совещании у Шапошника. Борис Львович услышал мой доклад и рассказал анекдот про хорошего и плохого ученика купца (я был плохим – не всю информацию полностью выпытал про скрепер).

Виноградов принял решение готовить решение о выделении нашему министерству именно этого образца. Решение прошло, к моему и сотрудников ДОРНИИ, немалому удивлению.